- стихира
- СТИХИ́РА -ы; ж. [от греч. stichēra - стихотворение]. Церк. Песнопение, исполняемое во время церковной службы.* * *стихи́ра(греч. stichērá biblía — стихотворные сочинения), жанр византийской и древнерусской гимнографии.* * *СТИХИРАСТИХИ́РА ( греч. ta stichera, мн. ч. от sticheron — стих ), церковное песнопение, написанное стихотворным размером и, как правило, присоединяемое к стихам псалма (см. ПСАЛМЫ) в определенные моменты богослужения (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве). В стихирах отражено содержание праздника, христианского догмата (см. ДОГМАТ) или прославляются святые (см. СВЯТЫЕ). В раннехристианскую эпоху стихирами назывались библейские книги, которые были написаны стихотворным размером (Песнь песней (см. ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ), Книга Иова (см. ИОВ (в мифологии)) и др.), а также библейские песни, по-видимому, по образцу которых и начали составляться христианские стихиры. Различаются несколько видов стихир по их месту в круге суточного богослужения: стихиры на «Господи воззвах», литийные стихиры, стихиры на «стиховне», стихиры на «хвалитех». В названиях стихир отражены также место их составления, имя автора и проч.
Стихиры алфавитные (kat`Alfabeton) — воскресные стихиры на стиховне, исполняющиеся на Вечерни со стихами 92 псалма в качестве запевов. В акростихе (см. АКРОСТИХ) алфавитных стихир всех 8 гласов (см. ГЛАС) читаются буквы греческого алфавита, в акростихе их богородичнов (см. БОГОРОДИЧЕН) — IOANNOU A(MEN). Составление алфавитных стихир приписывается Иоанну Дамаскину (см. ИОАНН ДАМАСКИН). Помещаются в Октоихе (см. ОКТОИХ).
Стихиры Аморреевы — третья группа воскресных стихир на «Господи воззвах», прославляющих Богородицу, автором которых считается Павел Аморрейский, игумен Эвергетидского монастыря (ум. 1054). Помещаются в Октоихе (см. ОКТОИХ) .
Стихиры воскресные (anastasima) — три первые стихиры на «Господи воззвах» воскресной Вечерни и четыре первые на «хвалитех» воскресной Утрени, главной темой которых является Воскресение Спасителя. Наиболее древние по происхождению стихиры Октоиха.
Стихиры восточные, или анатолиевы (anatolika) — вторая группа воскресных стихир, исполняющихся на «Господи воззвах» на субботней Вечерне и на «хвалитех» на воскресной Утрене. Название указывает на сирийское или палестинское происхождение этих стихир. Помещаются в Октоихе.
Стихиры евангельские или утренние (euangelika tou eothina) -заключительные, исполняющиеся «на славу» воскресные стихиры на «хвалитех». Заимствуют свое содержание из воскресного утреннего евангельского чтения. Всего евангельских стихир — 11, по числу чтений. Составлены византийским императором Львом VI Мудрым, помещаются в Октоихе.
Стихиры на «Господи воззвах» (Kyrie ekekraxa) — несколько групп стихир, присоединяемых к стихам псалмов 140, 141, 129, 116 в начале Вечерни. Названы по первой строчке 140 псалма ( Господи воззвах к Тебе, услыши мя). Помещаются в Октоихе, Минее (см. МИНЕИ), Триоди (см. ТРИОДЬ).
Стихиры литийные — стихиры, исполняемые на литии (см. ЛИТИЯ). Помещаются, главным образом, в Минее и Триоди.
Стихиры на стиховне ( eis ton stichon) — вторая после стихир на «Господи воззвах» группа стихир на Вечерне, а также заключительная группа стихир на будничной Утрене. Стихиры на стиховне из Октоиха соединяются на воскресной Вечерне со стихами псалма 92, в будние дни — со стихами псалма 122 на Вечерне и со стихами из псалмов 89, 91 на Утрене. Помещаются в Октоихе, Минее, Триоди.
Стихиры на «хвалитех» (eis tous ainous) — cтихиры воскресной и праздничной Утрени, которые присоединяются к стихам псалмов 148, 149, 150, содержащих хвалебный гимн Господу. Помещаются в Октоихе, Минее и Триоди.
Стихиры покаянные или умилительные (katanuktika): в широком смысле — стихиры на стиховне из Октоиха, помещаемые в последованиях будничных дней; в узком смысле — стихиры на стиховне Октоиха, помещаемые в последованиях понедельника и вторника и носящие покаянное содержание.
Энциклопедический словарь. 2009.