- Степун Фёдор Августович
- Степу́н Фёдор Августович(1884—1965), русский писатель, литературный критик, философ. В 1922 выслан из СССР; жил в Германии. В философско-эстетических трудах, близких философии жизни, — трагические проблемы современного безрелигиозного сознания, духовно-опустошённой «технологической» культуры XX в. (сборники «Жизнь и творчество», «Основные проблемы театра», оба 1923). Художественно-автобиографическая книга «Из писем прапорщика-артиллериста» (1918) и «Николай Переслегин» (1929). Мемуары «Бывшее и несбывшееся» (на немецком языке, 1947—50; на русском языке, 1956). Очерки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. А. Блоке, И. А. Бунине и др. (сборник «Встречи», 1962).* * *СТЕПУН Федор АвгустовичСТЕПУ́Н Федор Августович (1884—1965), русский философ, писатель, литературный критик. В 1922 выслан из СССР; жил в Германии. В философско-эстетических трудах, близких философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ), — трагические проблемы современного безрелигиозного сознания, духовно-опустошенной культуры (сборники «Жизнь и творчество», «Основные проблемы театра», оба 1923). Художественно-автобиографические книги «Из писем прапорщика-артиллериста» (1918) и «Николай Переслегин» (1929). Мемуары «Бывшее и несбывшееся» (на немецком языке 1947—1950; на русском языке 1956). Очерки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. А. Блоке, И. А. Бунине и др. (сборник «Встречи», 1962).
* * *
СТЕПУ́Н Федор Августович [19 февраля (2 марта) 1884, Москва — 23 февраля 1965, Мюнхен], русский философ, писатель и критик.
Жизнь и творчество
Родился в семье фабриканта. Изучал философию в Гейдельбергском университете (1902—1909), где его научным руководителем был В. Виндельбанд (см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм) . В 1910 защитил докторскую диссертацию о философии истории Вл. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич). В 1910—1914 входил в состав редакционного совета философского кантианского журнала «Логос». Выступал как литературный и театральный критик, следуя принципам эстетики символизма (см. СИМВОЛИЗМ). Участвовал в Первой мировой войне. Военный опыт отразился в автобиографических книгах Степуна «Записки прапорщика-артиллериста» (1918) и «Николай Переслегин» (1929). В политическом плане был близок к эсерам, после Февральской революции 1917 — депутат Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, работал в политическом отделе Военного министерства Временного правительства. После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в созданной Н. А. Бердяевым (см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович) Вольной академии духовной культуры. Издал литературный сборник «Шиповник» (1922), публиковался в журналах «Искусство театра», «Театральное обозрение», преподавал в театральных училищах. В 1922 выслан из России. В 1923 в Германии издал книги «Жизнь и творчество» и «Основные проблемы театра». Во Фрейбурге в том же году слушал лекции Э. Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд). С 1926 — профессор социологии Высшего технического училища в Дрездене. В 1931—1939 вместе с Г. П. Федотовым (см. ФЕДОТОВ Георгий Петрович) издал журнал «Новый град», в котором развивал идеи христианского социализма. В 1937 нацистскими властями был лишен права преподавательской деятельности и публикации своих сочинений. В 1946—1959 — профессор философского факультета Мюнхенского университета, где читал курс истории русской мысли.
Философское миросозерцание
В творчестве Степуна кантианство сочетается с принципами метафизики всеединства Вл. С. Соловьева. Познавательное и онтологическое единство («положительное всеединство») с Абсолютом рассматривалось им как философская и жизненная задача человека в истории. В то же время в понимании культуры он был близок к Н. А. Бердяеву (см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович). Как и в бердяевском персонализме, культура у Степуна несет на себе печать дуализма и всегда в конечном счете есть «неудача» творческих усилий человека. В сфере же жизни никакого «расщепления» бытия нет и поэтому не может быть гармонии в отношениях «жизненного» и культурного миров. Личный путь к Богу (Абсолюту) неизбежно предполагает выход из культурного пространства. В своем личностном опыте каждый человек переживает драму выбора. В работе «Основные проблемы театра» Степун писал о трех основных жизненных позициях: мещанской, предпочитающей внешний и внутренний комфорт; мистической, стремящейся к слиянию с Божеством и отказывающейся от творчества и свободы; художественной, пытающейся достичь динамического единства жизни и творчества. Согласно Степуну, художественное творчество, понятое в своем символическом значении, позволяет «узреть» цельность бытия и осветить те области, в которых коренятся все убеждения и представления человека. Мемуары Степуна «Бывшее и несбывшееся», охватывающие важнейшие события начала 20 в. (1-я мировая война, русская революция 1917 и др.), воспроизводят интеллектуальную и культурную атмосферу эпохи. В очерках из сборника «Встречи» Степун дал точные портреты выдающихся русских мыслителей и писателей (Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Блок (см. БЛОК Александр Александрович), Бунин (см. БУНИН Иван Алексеевич) и др.).
Энциклопедический словарь. 2009.