- скерцо
- СКЕ́РЦО неизм.; ср. [итал. scherzo - шутка] Муз.1. Часть музыкального произведения (симфонии, сонаты, квартета) в живом, стремительном темпе с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, обычно в трёхдольном размере. Играть бойкое, огненное с.; изящное, лёгкое с. Вторая часть симфонии - острое с. гротескового характера.2. Самостоятельное музыкальное произведение такого характера. Исполнять с. Шопена.◁ Скерцо́зный, -ая, -ое. С. характер музыки, музыкального произведения. С. темп.* * *ске́рцо(итал. scherzo, буквально — шутка), 1) в XVI—XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.). 2) Часть сюиты (например, у И. С. Баха). 3) Часть сонатно-симфонического цикла, с конца XVIII в. постепенно вытеснявшая менуэт (симфонии Л. ван Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Д. Д. Шостаковича и др.). Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр. 4) С XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо (скерцо для фортепиано Ф. Шопена, Р. Шумана и др.).* * *СКЕРЦОСКЕ́РЦО (итал. scherzo, букв. — шутка),
1) в 16—17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди (см. МОНТЕВЕРДИ Клаудио) и др.).
2) Часть сюиты (см. СЮИТА) (напр., у И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян) ).
3) Часть сонатно-симфонического цикла, с кон. 18 в. постепенно вытеснявшая менуэт (см. МЕНУЭТ) (симфонии Л. Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), А. Брукнера (см. БРУКНЕР Антон), Г. Малера (см. МАЛЕР Густав), Д. Д. Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) и др.). Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр (см. МЕТР (в музыке)) .
4) С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо (см. КАПРИЧЧО) (Сюиты для фортепиано Ф. Шопена (см. ШОПЕН Фридерик), Р. Шумана (см. ШУМАН Роберт (композитор)) и др.).
Энциклопедический словарь. 2009.