- Синявская Тамара Ильинична
- Синя́вская Тамара Ильинична(р. 1943), певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1982). Жена М. М. Магомаева. Стажировалась в Италии. С 1964 в Большом театре. 1-я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва, 1970).* * *СИНЯВСКАЯ Тамара ИльиничнаСИНЯ́ВСКАЯ Тамара Ильинична (р. 1943), российская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1982). С 1964 в Большом театре. Гран-при на Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969), 1-я премия на Международном конкурсе им. Чайковского (1970).* * *
СИНЯ́ВСКАЯ Тамара Ильинична (р. 6 июля 1943, Москва), российская певица (меццо-сопрано). Народная артистка СССР (1982). Лауреат XII Международного конкурса вокалистов в Вервье (Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса, 1969, Бельгия). Лауреат IV Международного музыкального конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1-я премия и Золотая медаль, 1970).
Годы учебы
В детстве танцевала в группе балета Ансамбля песни и пляски В. А. Локтева. Затем пела в хоре Ансамбля. Окончила Музыкальное училище при Московской государственной консерватории (педагоги – Л. М. Маркова, О. П. Померанцева). Пела в хоре Малого театра. Окончила Государственный институт театрального искусства (ныне – РАТИ) – факультет актеров музыкальной комедии (класс Д. Б. Белявской).
В Большом театре
В 1964 выдержала конкурс в стажерскую группу оперы Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве). Впервые вышла на сцену в роли Пажа («Риголетто» Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе)). С 1965 – солистка Большого театра. Первая большая партия – Ольга («Евгений Онегин» Чайковского). В репертуаре певицы партии: Ваня («Иван Сусанин») и Ратмир («Руслан и Людмила») в операх М. И. Глинки (см. ГЛИНКА Михаил Иванович), Марфа («Хованщина») и Марина Мнишек («Борис Годунов») в операх М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович), Любава («Садко») и Любаша («Царская невеста») в операх Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина (см. БОРОДИН Александр Порфирьевич)), Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Верди, Кармен в одноименной опере Ж. Бизе (см. БИЗЕ Жорж) и др. Синявская была первой исполнительницей на русской сцене партии Бланш в опере С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич) «Игрок» (1974).
Выступления за рубежом
В 1973—74 стажировалась в знаменитом оперном театре «Ла Скала (см. ЛА СКАЛА)» в Милане. Много выступает за рубежом. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Римского-Корсакова — Париж, концертное исполнение; Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Верди, а также Кармен – в Турции. В Германии с большим успехом пела произведения Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард), в Венской опере была участницей постановки оперы «Война и мир» Прокофьева (партия Ахросимовой).
Особенности голоса и исполнительской манеры
Выдающаяся представительница русской вокальной школы, наследница традиций великих русских меццо-сопрано – Н. А. Обуховой (см. ОБУХОВА Надежда Андреевна), М. П. Максаковой (см. МАКСАКОВА Мария Петровна). Огромный диапазон, обволакивающее, исполненное чувственности звучание низких нот, «бархатный» тембр, позволяют назвать голос Синявской уникальным, истинно русским контральто. Благородный, сильный, ровный во всех регистрах голос. Исполнительскую манеру певицы отличает высокая музыкальная культура, виртуозная вокальная техника, яркий сценический темперамент. Подлинной вершиной творчества Синявской стала Любаша в «Царской невесте».
Концертная деятельность
Ведет обширную концертную деятельность. В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения Прокофьева, Чайковского, «Испанский цикл» М. Де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступает в жанре вокального дуэта (с мужем М. Магомаевым (см. МАГОМАЕВ Муслим Магометович)). Необыкновенно популярны в ее исполнении народные и эстрадные песни.
Энциклопедический словарь. 2009.