- Роб-Грийе Ален
- Роб-Грийе́ Ален(Robbe-Grillet) (р. 1922), французский писатель. Представитель «нового романа». От «вещизма» (книга «Резинки», 1953) перешёл к «игровым» текстам, использующим архетипы массовой культуры, подсознания (роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке», 1970; роман «Топология города-призрака», 1975). Романы «Джинн» (1981). «Романизированная» автобиографическая трилогия (в том числе, «Последние дни Коринфа», 1994).* * *РОБ-ГРИЙЕ АленРОБ-ГРИЙЕ́ Ален (Robbe-Grillet) (18 августа 1922 — 18 февраля 2008), французский писатель и кинорежиссер.
По образованию инженер-агроном. Представитель «нового романа» во французской литературе. От «вещизма» (книга «Резинки», 1953) перешел к «игровым текстам, использующим архетипы массовой культуры, подсознания» (роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке», 1970; роман «Топология города-призрака», 1975). Роман «Джинн» (1981). Мемуарные романы («Анжелика», 1988).
Уже будучи известным писателем, обратился к киноискусству. Написал сценарий знаменитого своим новаторством фильма А. Рене (см. РЕНЕ Ален) «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). Через два года сам удачно дебютировал в режиссуре лентой «Бессмертная» (1963), в которой продолжил поиски новых средств выразительности. Однако картина «Трансъевропейский экспресс» (1966), при всей своей модной интеллектуальности, носила явные следы коммерческого кино и заслужила упреки критики в ложной многозначительности.
Фильмы, снятые по рецептам «нового романа», были обречены на провал в прокате, и Роб-Грийе изобрел свой стиль, смешивающий многозначительную интеллектуальность, изощренный холодный эстетизм и навязчивую сексуальность, чем вызвал насмешливое сравнение с маркизом де Садом, а подчас и упреки в прямой порнографичности в фильмах «Рай и после» (1970), «Постепенные соскальзывания к удовольствию» (1973), «Игра с огнем» (1975), «Прекрасная пленница» (1982). После перерыва снял вместе с молодым режиссером Д. Ле Клерком криминальную драму «Звук, издаваемый безумцем» (1994).
Энциклопедический словарь. 2009.