регламент


регламент
РЕГЛА́МЕНТ -а; м. [франц. règlement от règle - правило]
1. Правила, регулирующие порядок проведения какой-л. работы или деятельности какого-л. учреждения, организации Соблюдать, нарушать принятый р. Установить р. работ по сборке сложного изделия. Внести в р. ещё один пункт. Обсудить р. работы съезда.
2. Время, отведённое на собрании для выступления, обсуждения в прениях и т.п. Ограничить р. выступления до пяти минут (пятью минутами). Нарушить регламент. Выйти за пределы регламента.
Регла́ментный (см.).
* * *
регла́мент
(франц. réglement, от régle — правило), 1) совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, учреждения, организации. 2) Порядок ведения заседаний, конференций, съездов. 3) Названия некоторых актов международных конгрессов и конференций (например, Венский регламент 1815). См. также Регламенты Петра I.
* * *
РЕГЛАМЕНТ
РЕГЛА́МЕНТ (франц. reglement), нормативный правовой акт (см. НОРМАТИВНЫЙ АКТ), регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности государственного органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства, суда). В Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)) собственный регламент имеют обе палаты Федерального Собрания, генеральная прокуратура, арбитражные суды, Конституционный суд, правительство Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия. Регламентом называют также порядок ведения заседаний, собраний, сессий и съездов представительных органов, а в общем смысле совокупность правил, определяющих порядок деятельности организации. Кроме того, название регламентов носят акты, принимаемых правительствами некоторых государств в порядке осуществления регламентарной власти, а также некоторые акты международных конгрессов и конференций (например, Венский регламент 1815).
Одним из первых актов палат созданного в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года парламента — Совета Федерации и Государственной думы — было принятие ими регламентов. В каждом из них свыше 200 статей. По кругу вопросов регламенты Совета Федерации и Государственной думы во многом совпадают. В каждом из них есть главы о руководящих органах палаты (председатели палат, их заместители, порядок их избрания); о комитетах и комиссиях палат (порядок их формирования и деятельности, задачи каждого комитета); об общем порядке работы палаты (порядок проведения заседания и принятия решений); о парламентских слушаниях; об обеспечении деятельности палат (аппарат и вспомогательные службы); о законодательной процедуре. Различия в регламентации конкретных деталей и процедур обусловлены различием в принципах формирования палат и разграничением их компетенции. В частности, существенны отличия в регламентации законодательного процесса.
Регламентарной властью называют право правительства регулировать общественные отношения актами (регламентами), юридическая сила которых ниже, чем закона. Регламенты не являются подзаконными актами, поскольку могут издаваться по вопросам, которые законом не регулируются. Регламентарная власть используется во Франции и Италии. В Российской Федерации понятию регламентарной власти до некоторой степени соответствует понятие «указное право».

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы: