Пьетро да Кортона

Пьетро да Кортона
Пье́тро да Корто́на
(Pietro da Cortona), настоящее имя Пьетро Берреттини (Pietro Berrettini) (1596—1669), итальянский живописец и архитектор. Мастер иллюзионистических росписей (плафон палаццо Барберини в Риме, 1633—39), отличающихся характерными для зрелого барокко бурной динамикой, световоздушной насыщенностью колорита. Постройки Пьетро да Кортона выделяются мастерским комбинированием криволинейных поверхностей (церковь Санта-Мария делла Паче в Риме, 1656—57).
* * *
ПЬЕТРО ДА КОРТОНА
ПЬЕ́ТРО ДА КОРТО́НА (Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим), итальянский живописец, архитектор.
Один из самых ярких мастеров эпохи барокко (см. БАРОККО), создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением. Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 года начал работать в Риме. Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини, ставшим его покровителем. В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи (см. КАРРАЧЧИ), он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.
В ряду лучших произведений художника картина «Мадонна со святыми» (1626—1628, Кортона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода. Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» (1627—1629. Рим, Капитолийские музеи) было написано по заказу другого покровителя художника — римского мецената Саккетти. Классицистически четко продуманная композиция сочетается в нем с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Дж. Л. Бернини (см. БЕРНИНИ Лоренцо), с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил. Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643, Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещенной аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения. Реминисценции чувственной красоты античного искусства всегда играли большую роль в творчестве художника («Жертвоприношение Диане», Рим, Национальная галерея старого искусства).
Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633—1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Дж. Л. Бернини.
После росписи Галереи Палаццо Фарнезе, исполненной Карраччи (см. КАРРАЧЧИ), Пьетро да Кортона стал создателем иного типа монументальной барочной росписи со словно прорывающим все преграды, устремлением ввысь небесным пространством, врывающимися в зал облаками, парящими в опоре на них фигурами героев мифов, Священного писания, аллегорических персонажей. Все они словно плывут по небу в окружении рассеянного золотящегося от солнца света. Религиозный сюжет сочетается в них с идеей прославления папы Барберини, как главы католической церкви и ученого, а также его славного рода. Поэтому в роспись введены элементы геральдической символики в виде изображения пчел с расправленными крыльями. За эту грандиозную работу Пьетро да Кортона был удостоен звания князя римской Академии Сан Лука, почетного звания утвердившего его в положении первого художника Рима. В эти годы он имел уже большую престижную мастерскую в Риме и в поздних картинах поручал доработку собственного замысла своим ученикам. Значительной работой художника стали и росписи анфилады парадных залов Палаццо Питти во Флоренции (1640-е), росписи Палаццо Памфили и церкви Кьеза Нуова в Риме.
В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме — вилле Саккетти (1625—1630), церквях Санти Лука и Мартина (1634—1650), Санта Мария ин виа Лата (1658—1662), Санта Мария делла Паче (1656) он проявил себя как выдающийся зодчий барокко. Поклонник идей Браманте и Палладио, он творчески перерабатывал их наследие. Одним из примеров его большого дарования является, например, ансамбль площади с церковью Санта Мария делла Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко, органичное пластическое мышление талантливого мастера этой эпохи.
После смерти Гвидо Рени (см. РЕНИ Гвидо) (1642) Пьетро да Кортона перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы. В самых поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль все больше приобретал в период 1642—66 годов черты продуманного аскетизма.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Пьетро да Кортона" в других словарях:

  • Пьетро да Кортона — Пьетро да Кортона …   Википедия

  • Пьетро да Кортона —         (итал. Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо 16 мая 1669, Рим) итальянский живописец и архитектор.         Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных… …   Художественная энциклопедия

  • Пьетро да Кортона — Пьетро да Кортона. Сцены из жизни Энея . Роспись плафона Палаццо Памфили в Риме. 1651—1654. Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona; собственно Пьетро Берреттини, Berrettini) (1596—1669), итальянский живописец и архитектор. Представитель… …   Художественная энциклопедия

  • ПЬЕТРО ДА КОРТОНА — (Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини Berrettini) (1596 1669), итальянский живописец и архитектор. Представитель зрелого барокко. Мастер иллюзионистических росписей (плафон палаццо Барберини в Риме, 1633 39) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пьетро да Кортона — (Pietro da Cortona; собственно Пьетро Берреттини, Berrettini)         (1.11.1596, Кортона, 16.5.1669, Рим), итальянский живописец и архитектор. Учился в Кортоне (1609 1612) и Риме (с 1612), где в основном и работал. Изучал произведения… …   Большая советская энциклопедия

  • Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) — (настоящее имя Пьетро Берреттини, Pietro Berrettini) (1596—1669), итальянский живописец и архитектор. Мастер иллюзионистических росписей (плафон палаццо Барберини в Риме, 1633—39), отличающихся характерными для зрелого барокко бурной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пьетро да Кортона — ПЬÉТРО ДА КОРТÓНА (Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Pietro Berrettini) (1596–1669), итал. живописец и архитектор. Мастер иллюзионистич. росписей (плафон палаццо Барберини в Риме, 1633–39), отличающихся характерными для… …   Биографический словарь

  • Кортона — Пьетро да (Cortona, Pietro da), наст. имя Пьетро Берретини 1596, Кортона 1669, Рим. Итальянский живописец и архитектор. Один из ведущих мастеров итальянского барокко. Как живописец учился у А. Коммоди и Б. Чарпи. Работал в Риме и во Флоренции. В… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • КОРТОНА Пьетро — КОРТОНА ПЬЕТРО, см. Пьетро да Кортона (см. ПЬЕТРО ДА КОРТОНА) …   Энциклопедический словарь

  • КОРТОНА ПЬЕТРО — см. Пьетро да Кортона …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»