Пудовкин Всеволод Илларионович

Пудовкин Всеволод Илларионович
Пудо́вкин Всеволод Илларионович
(1893—1953), кинорежиссёр и теоретик кино, народный артист СССР (1948), один из основоположников кинематографии в СССР. Фильмы: «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928), «Суворов» (1941, совместно с М. И. Доллером), «Адмирал Нахимов» (1947) и др. В фильмах Пудовкина метафорическая поэтика сочетается с глубиной психологического исследования характеров. Теоретические труды. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951).
* * *
ПУДОВКИН Всеволод Илларионович
ПУДО́ВКИН Всеволод Илларионович (1893—1953), российский кинорежиссер и теоретик кино, народный артист СССР (1948), один из основоположников кинематографии в СССР. Фильмы: «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928), «Суворов» (1941, с М. И. Доллером), «Адмирал Нахимов» (1947) и др. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951).
* * *
ПУДО́ВКИН Всеволод Илларионович [16 (28) февраля 1893, Пенза — 30 июня 1953, Москва], советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948).
Участник войны. Студент
С 1914, не успев окончить отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета, участвовал в Первой мировой войне, через год был ранен и попал в плен. В 1918 вернулся в Россию, с 1919 работал химиком на заводе ФОСГЕН № 1 в Москве, с 1920 учился в мастерской В. Р. Гардина (см. ГАРДИН Владимир Ростиславович) в Госкиношколе (ныне ВГИК (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) ).
Сорежиссер и актер
Будучи студентом, Пудовкин начал принимать участие в создании фильмов. Как актер снимался с 1920, в том числе в картине Гардина «Серп и молот» (1921), на которой был и сорежиссером. Вместе с Гардиным поставил пропагандистский фильм «Голод... голод... голод» (1921), написал сценарий ленты «Слесарь и канцлер» (1923, по пьесе А. В. Луначарского). В 1922—1925 учился в мастерской Л. В. Кулешова (см. КУЛЕШОВ Лев Владимирович), в фильмах которого «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и «Луч смерти» (1925) исполнял острохарактерные роли, был соавтором сценариев и художником.
Самостоятельную режиссерскую работу Пудовкин начал в 1925 на студии «Межрабпом-Русь» эксцентрической короткометражкой «Шахматная горячка» (1925, совместно с Н. Г. Шпиковским) и научно-популярной лентой «Механика головного мозга» (1926).
Вершина творчества
Вершиной творчества Пудовкина стали его фильмы второй половины 1920-х годов: «Мать» (1926, по М. Горькому), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928, в международном прокате — «Буря над Азией»), которые образовали трилогию о революционных переменах в начале 20 в. Отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х годов заключается в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, дотошной проработке деталей в кадре. Вместе с оператором А. Д. Головней (см. ГОЛОВНЯ Анатолий Дмитриевич) Пудовкин добивался изобразительно выверенного кинематографического эффекта.
Актерская работа Пудовкина в экранизации «Живого трупа», осуществленной в 1929 Ф. А. Оцепом, демонстрирует высокий уровень проникновения в психологию Федора Протасова, по собственной воле выключившего себя из жизни.
«Простой случай»
Попытка Пудовкина применить методы монтажного кинематографа для исследования психологического состояния человека в фильме «Простой случай» (1932, сценарий А. Г. Ржешевского) привела к неоднозначному художественному результату. Картина стала странным симбиозом экспериментаторских наворотов и заурядной истории измены в семье красного командира. Режиссер подвергся резкой критике, в том числе за упорное следование устаревшей стилистике немого кино, поэтому срочно был вынужден сделать идеологически и эстетически правильную картину «Дезертир» (1933) о революционной борьбе рабочего класса Германии.
Фильмы-биографии
Пудовкин с трудом приспосабливался к требованиям повествовательного кинематографа 1930-х годов и только в 1938 создал пафосную «Победу» (1938, совместно с М. И. Доллером) о доблестных покорителях стратосферы. Большинство последующих лент Пудовкина относятся к биографическому жанру: «Минин и Пожарский» (1939, с Доллером), «Суворов» (1941, с Доллером) — за оба фильма Сталинская премия 1941 года, «Адмирал Нахимов» (1947, Сталинская премия), «Жуковский» (1950, с Д. И. Васильевым, приз Карловарского кинофестиваля; Сталинская премия за 1951 год). Особенно был удачен «Суворов» (в главной роли Н. П. Черкасов (см. ЧЕРКАСОВ Николай Константинович)).
Картины военных и послевоенных лет
Антифашистская картина «Убийцы выходят на дорогу» (1942, с Ю. В. Таричем (см. ТАРИЧ Юрий Викторович)) во избежание аллюзий со сталинской диктатурой даже не была представлена на просмотр для высшего руководства и запрещена нижестоящими инстанциями. Пафосные военные драмы — новелла «Пир в Жирмунке» (с Доллером) в «Боевом киносборнике № 6» (1941) и «Во имя Родины» (1943, с Васильевым, по пьесе «Русские люди» К. М. Симонова (см. СИМОНОВ Константин Михайлович), Пудовкин сыграл также роль немецкого офицера), как и послевоенные социальные киноповести («Три встречи», 1948, выпуск — 1950, с С. И. Юткевичем (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович) и А. Л. Птушко (см. ПТУШКО Александр Лукич)) и «Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману «Жатва» Г. Е. Николаевой (см. НИКОЛАЕВА Галина Евгеньевна)), не лишены тенденциозности искусства сталинской эпохи, хотя и отличаются характерным для Пудовкина интересом к людским судьбам.
Актер и кинотеоретик
На протяжении почти всей своей творческой жизни Пудовкин не прекращал актерской деятельности. Его последней ролью стал Юродивый в первой серии «Ивана Грозного» (1945) С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович).
Пудовкин был крупнейшим кинотеоретиком своего времени. Его книги «Кинорежиссер и киноматериал» (1926), «Киносценарии. Теория сценария» (1926), «Актер в фильме» (1934), теоретические статьи переводились на многие языки мира.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Пудовкин Всеволод Илларионович" в других словарях:

  • Пудовкин Всеволод Илларионович — Всеволод Пудовкин Имя при рождении: Всеволод Илларионович Пудовкин Дата рождения: 28 февраля 1893 Место рождения: Пенза, Ро …   Википедия

  • Пудовкин, Всеволод Илларионович — Всеволод Иванович Пудовкин. ПУДОВКИН Всеволод Илларионович (1893 1953), кинорежиссер, теоретик кино. Один из основоположников советского кинематографа. В фильмах “Мать” (1926), “Конец Санкт Петербурга” (1927), “Потомок Чингисхана” (1928)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПУДОВКИН Всеволод Илларионович — (28.02.1893, Пенза 30.06.1953, Дубулты, Латвия), режиссер, актер, сценарист, художник. Народный артист СССР (1948), лауреат Сталинских премий (1941, 1947, 1951). В 1914 окончил отделение естественных наук физико математического факультета МГУ.… …   Энциклопедия кино

  • Пудовкин Всеволод Илларионович — [16(28).2.1893, Пенза, 30.6.1953, Москва], советский кинорежиссёр и теоретик кино, народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1939. В 1914 окончил отделение естественных наук физико математического факультета МГУ. В 1920 поступил в Госкиношколу… …   Большая советская энциклопедия

  • ПУДОВКИН Всеволод Илларионович — (1893 1953) российский кинорежиссер и теоретик кино, народный артист СССР (1948), один из основоположников кинематографии в СССР. Фильмы: Мать (1926), Конец Санкт Петербурга (1927), Потомок Чингисхана (1928), Суворов (1941, с М. И. Доллером),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пудовкин, Всеволод Илларионович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пудовкин. Всеволод Пудовкин Имя при рождении …   Википедия

  • ПУДОВКИН Всеволод Илларионович — (28.2.1893—30.6.1953), советский режиссёр, актёр, теоретик кино. Народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1939. Учился на отделении естественных наук физико математического факультета Московского университета, но не успел сдать выпускных… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Пудовкин Всеволод Илларионович — (1893, Пенза — 1953, Москва), режиссёр, актёр, теоретик , народный артист СССР (1948). В 1914 окончил физико математический факультет . С 1920 занимался в Госкиношколе (ныне ВГИК), с 1922 — в мастерской . Экранизация Пудовкиным романа… …   Москва (энциклопедия)

  • Пудовкин, Всеволод Илларионович — Род. 1893, ум. 1953. Кинорежиссер, сценарист, теоретик кино, один из зачинателей советской кинематографии. В кино с 1920 г. как актер (снялся в фильмах "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", "Серп и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ПУДОВКИН Всеволод Илларионович — (1893 1953) советский кинорежиссер и теоретик кино, один из основоположников советской кинематографии. В 1920 г. поступает в киношколу, одновременно сотрудничает в экспериментальной мастерской Л. В. Кулешова, ведет и самостоятельную работу… …   Эстетика: Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»