- полифония
- ПОЛИФОНИ́Я -и; ж. [от греч. polys - многочисленный и phōnē - звук]1. Муз. Вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении. Мастер в области полифонии.2. Иск. Художественное многообразие в чём-л. П. цвета, пьесы. П. оценок и мнений.◁ Полифони́ческий; полифони́чный, -ая, -ое. П-ая музыка, разработка темы. П. роман. П-ое исполнение. Полифо́нный, -ая, -ое (1 зн.). П-ая техника.* * *полифони́я(от поли... и греч. phonē — звук, голос), вид многоголосия, основанного на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии — имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и её вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода (IX—XIV вв.) — органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры — месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (XVII—XX вв.) — преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. Её особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в XX в. — также с додекафонией и другими видами композиционной техники.* * *ПОЛИФОНИЯПОЛИФОНИ́Я (от поли... (см. ПОЛИ... (часть сложных слов)) и греч. phone — звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии (см. ГОМОФОНИЯ)). Виды полифонии — имитационная (см. Имитация (см. ИМИТАЦИЯ)), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода (9—14 вв.) — органум, мотет (см. МОТЕТ). Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику (см. ДИАТОНИКА), плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры — месса (см. МЕССА), мотет, мадригал (см. МАДРИГАЛ), шансон (см. ШАНСОН). Полифония свободного стиля (17—20 вв.) — преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты (см. ТОККАТА), ричеркара (см. РИЧЕРКАР), фуги (см. ФУГА) и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. — также с додекафонией (см. ДОДЕКАФОНИЯ) и другими видами композиционной техники.
Энциклопедический словарь. 2009.