- По Эдгар Аллан
- По Эдгар Аллан(Рое) (1809—1849), американский писатель-романтик, критик. Классик строгой сюжетной новеллы, преимущественно трагической, «страшной», «двойнической», фантастико-приключенческой (в том числе научно-фантастической) — сборник «Гротески и арабески» (1840). Родоначальник детективной литературы («Убийство на улице Морг», 1841; «Золотой жук», 1843). В эссеистских рассказах («Разговор с мумией», 1945) — сатира на философию, мораль и оптимистическую идею социального прогресса общества. Высокая «надчувственная» лирика, органично сливая мелодику стиха и символические образы, воплощает тему трагических поисков красоты и её смысла («Ворон и другие стихотворения», 1845). Предтеча символизма.* * *ПО Эдгар АлланПО (Poe) Эдгар Аллан (1809—49), американский писатель-романтик, критик. Классик новеллы (преимущественно трагической, «страшной», «двойнической», фантастической или юмористической; сборник «Гротески и арабески», 1840). Родоначальник детективной литературы («Убийство на улице Морг», 1841; «Золотой жук», 1843). Для зрелой лирики («Ворон и другие стихотворения», 1845) характерна тема трагических поисков красоты и ее смысла. Предтеча символизма.* * *
ПО (Poe) Эдгар Аллан (19 января 1809, Бостон — 7 октября 1849, Балтимор), американский поэт и прозаик.
Легенда
Биография По овеяна легендами, нередко созданными им самим: как истинный романтик он стремился разрушить грань между реальностью и воображением, представляя собственную жизнь законченной художественной новеллой, в которой воссоздана судьба гения, не признающего над собой власти обыденных понятий и норм. В соответствии с сюжетом этой новеллы По оказывался потомком аристократов, уехавшим, по примеру Байрона, в Грецию, чтобы посвятить себя борьбе за ее освобождение, и пережившим множество испытаний, включая пребывание в Санкт-Петербурге, куда его забросила прихоть судьбы.
Реальность
На самом деле По был сыном странствующих актеров, рано осиротел, воспитывался в семье богатого негоцианта, с которым у него были очень напряженные отношения, и не получил образования, вынужденный уйти из университета в результате скандальных историй и карточных долгов. С юности узнав нищету и необходимость зарабатывать на жизнь пером журналиста, равного которому, кстати сказать, не было в тогдашней Америке, По вел существование литературного поденщика, а созданный им на страницах автобиографических произведений образ одинокого гения, надмирного художника и денди в своем повседневном поведении принадлежит искусству, но не характеризует реальную личность. Но сказав о себе: «Моя жизнь — каприз — импульс — страсть — жажда одиночества — презрение к настоящему, разжигаемое страстностью ожидания будущего», По выразил коренные черты своей личности, которые сделали неотвратимым его резкий конфликт с обществом здравого смысла, чьи меркантильные интересы и утилитарные нравственные понятия постоянно подвергались насмешкам с его стороны.
Осенью 1835 По женился на своей несовершеннолетней кузине Вирджинии, ставшей адресатом его самых проникновенных лирических стихотворений. Смерть жены двенадцать лет спустя явилась последней и непоправимой катастрофой жизни По, заполненной выматывающей журнальной работой, которая не помогала выбраться из ожесточенно преследовавших его бедствий, приведших к душевному срыву и ранней гибели. Смерть По вызвала почти нескрываемое ликование врагов писателя, которым сорок лет спустя дал отповедь его французский почитатель, лидер символизма С. Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан), с презрением писавший о ничтожествах, смеющих корить По за то, что «яд философа развел он в алкоголе».
Озарения и срывы
Французские поэты-символисты, начиная с Ш. Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль), а затем их русские литературные единомышленники, прежде всего В. Я. Брюсов (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич) и К. Д. Бальмонт (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич), более всего способствовали признанию По как великого лирика, прямого предтечи поэзии 20 в. В США репутация По не отвечала его реальному значению: за ним даже после смерти сохранялась слава аморалиста, поддерживаемая завистливым, недобросовестным душеприказчиком Р. Грисуолдом. Три небольшие поэтические книги По, из которых самая известная «Ворон» (1845), со знаменитым заглавным стихотворением, где смерть любимой женщины осознана как «высшая поэтическая тема», только со временем были прочитаны как хроника озарений и срывов романтической души, уникальная по своей эмоциональной насыщенности и метафорической яркости. Главная тема поэзии По — воображение как единственный способ преодолеть конечность времени, неотвратимость смерти, ужас бесследного исчезновения с лица земли. Образы По навеяны всегда обостренным у него чувством присутствия мистического в гуще обыденности, поэтический язык отмечен многозначностью ключевых слов-понятий, допускающих самые различные толкования в зависимости от характера восприятия воссоздаваемого им лирического сюжета. Предельно интенсивная эмоциональность стихов По соединяется с математически точно рассчитанной композицией, которую он сам описал в своих теоретических работах о поэзии, имеющих важное значение.
Фантастический реализм
Выверенность приемов, посредством которых достигается необходимый эффект, хотя при этом сохранено ощущение спонтанной импровизации, — основной художественный закон и в новеллах По, составивших двухтомный сборник «Гротески и арабески» (1839). Достоевский назвал метод По «фантастическим реализмом», подразумевая способность за счет «силы подробностей» достичь полной убедительности, когда описываются невероятные события и явления, родственные мистике. Смешение фантазии и яви, достоверного и невозможного у По всегда органично, а оставляемое его рассказами чувство страха неотступно и реально.
Цикл его «логических рассказов» о гениальном сыщике Дюпене положил начало жанру детектива, сполна реализовав основную художественную установку По: «Достичь правдоподобия, пользуясь научными принципами в той мере, в какой это допускает фантастический характер самой темы». Оттенок причудливости («арабеск») обязателен в этих новеллах, эмоциональный спектр которых очень широк: от ужаса до бурлескного смеха.
Влияние По в 20 в. было очень значительным, затронуло в т. ч. и кинематограф (экранизация его новеллы «Не закладывая черту своей головы», сделанная Ф. Феллини (см. ФЕЛЛИНИ Федерико) для киноальманаха «Три шага в бреду», 1968).
Энциклопедический словарь. 2009.