Плисецкая Майя Михайловна

Плисецкая Майя Михайловна
Плисе́цкая Майя Михайловна
(р. 1925), артистка балета, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985). В 1943—88 в Большом театре. Партии: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева), Мехменэ Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. К. Щедрина) и др. В искусстве Плисецкой сочетаются традиции русской хореографической школы с новаторскими устремлениями современного балета. Поставила балеты, в которых исполнила главные партии: «Анна Каренина» (1972, совместно с другими балетмейстерами), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985) Щедрина, мужа Плисецкой. Специально для Плисецкой создавали балеты крупнейшие хореографы Р. Пети («Больная роза» на музыку Г. Малера) и М. Бежар («Айседора» на собственную музыку). В 1988—90 художественный руководитель балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид). Плисецкая завоевала всемирное признание, её зарубежные гастроли были триумфальными. Снимается в кино. Воспоминания: «Я, Майя Плисецкая» (1994). Ленинская премия (1964).
* * *
ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна
ПЛИСЕ́ЦКАЯ Майя Михайловна (р. 20 ноября 1925, Москва), российская балерина, балетмейстер. Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Премия Анны Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна) (1962, Париж), Ленинская премия (1964). Награждена французскими орденами Командора (1984) и Почетного легиона (1986). Доктор Сорбонны (1985).
Небезоблачное начало
Родилась в семье крупного организатора советской промышленности и актрисы немого кино Рахиль Мессерер, сестра и брат которой, Суламифь и Асаф Мессереры, (см. МЕССЕРЕР Асаф Михайлович) были профессиональными танцовщиками. В 1930—40-е гг. они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), а затем стали великолепными педагогами. Наверное, от них унаследовала маленькая Майя страсть к танцу. Детство балерины частично прошло на Шпицбергене, куда ее отец был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. В 1937 отец и мать были репрессированы (впоследствии отец расстрелян, мать отправлена в лагерь). Майю воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. После его окончания в 1943 Плисецкая была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной.
Прима-балерина Большого театра
В 1945 стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), 1945), затем в 1959 с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же автора (балетмейстер Ю. Н. Григорович (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич)). Среди лучших ее ролей: Мехменэ Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова (см. МЕЛИКОВ Ариф Джангирович), балетмейстсер Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе (см. БИЗЕ Жорж)—Р. К. Щедрина (см. ЩЕДРИН Родион Константинович), балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович)), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич)), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (см. АСАФЬЕВ Борис Владимирович)), Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович)), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина (см. ЩЕДРИН Родион Константинович)), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).
Выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973); «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979); «Федра» (Балетная труппа театра г. Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).
Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила балеты: «Анна Каренина» Щедрина (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Чайка» Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии).
«Лед и пламень»
В 1983—84 являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988—90 — балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего. В 1992 в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.
Плисецкая — универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные — большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею — перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.
Плисецкая и кино
Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в других видах искусства. Она снялась как драматическая актриса в художественных фильмах «Чайковский» (1970) и «Анна Каренина» (1975), создав яркие запоминающиеся образы. Ее хореографические работы запечатлены на пленку в таких фильма-балетах, как «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Кармен-сюита» (1978), «Дама с собачкой» (1986), «Фантазия» (по мотивам «Вешних вод» И. С. Тургенева, 1976).
Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987).
Бесстрашие истинного художника
По документальным фильмам, телевизионным передачам, репортажам, фотоальбомам Плисецкая неизменно предстает в ореоле постоянного успеха, с победной улыбкой на устах, с торжеством в сияющих глазах, утопающей в море цветов. Однако на ее долю выпало немало испытаний: в детстве — арест родителей, вынужденное сиротство; позднее — постоянный контроль за ее жизнью, долгий запрет на выезд за рубеж, непрекращающаяся борьба за право быть самой собой с «властями» (будь то бдительное око КГБ (см. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ), чиновники министерства культуры, руководство Большого театра).
Плисецкую всегда отличало бесстрашие — творческое и поведенческое. В самых сложных творческих и жизненных ситуациях Плисецкая отчаянно шла на риск, бросая вызов привычным представлениям об исполнительских и возрастных возможностях, об интерпретациях тех или иных классических партий, о самих темах, доступных балету. Мужественно идя «против течения», она сохранила собственную независимость. Будучи обладательницей самых престижных регалий, сотрудничая с выдающимися хореографами мира, балетными труппами Римской оперы и мадридского «Театро лирико насиональ», «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара, Плисецкая вынуждена была уйти в 1988 из родного Большого театра, которому балерина отдала почти полвека жизни. Она не всегда вписывалась в ситуацию «единомыслия», царившую в Большом театре.
Майя Михайловна обладает редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывает к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...» (1994). Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору Р. К. Щедрину (см. ЩЕДРИН Родион Константинович). Специально для Плисецкой он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Бизе (см. БИЗЕ Жорж), превратил ее в «Кармен-сюиту». С 1994 в Санкт-Петербурге проводится международный конкурс балета под названием «Майя».

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Плисецкая Майя Михайловна" в других словарях:

  • Плисецкая, Майя Михайловна — Майя Михайловна Плисецкая. ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна (родилась в 1925), артистка балета, балетмейстер. В 1943 88 в Большом театре. Партии: Одетта Одиллия (“Лебединое озеро” П.И. Чайковского, 1947), Китри (“Дон Кихот” Л.Ф. Минкуса, 1951), Кармен… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Плисецкая Майя Михайловна — Майя Плисецкая балерина Дата рождения: 20 ноября 1925(19251120) …   Википедия

  • ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна — (р. 1925) российская артистка балета, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985). В 1943 88 в Большом театре (Одетта Одиллия Лебединое озеро П. И. Чайковского, 1947; Китри Дон Кихот Л. Ф. Минкуса, 1951). В искусстве… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Плисецкая Майя Михайловна — (р. 20.11.1925, Москва), советская артистка балета, народная артистка СССР (1959). В 1943 окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е. П. Гердт, М. М. Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия ‒ Маша… …   Большая советская энциклопедия

  • Плисецкая, Майя Михайловна — Артистка балета, балетмейстер, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда; родилась 20 ноября 1925 г. в г. Москве; окончила Московское хореографическое училище; 1943 1988 в Большом театре; 1988 1990 художественный руководитель… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна — (р. 20.11.1925, Москва), балерина в кино выступает как актриса, сценарист. Народная артистка СССР (1959); Лауреат Премии «Триумф» (2000). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2000). Окончила Московское хореографическое… …   Энциклопедия кино

  • Плисецкая, Майя Михайловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Плисецкая. Майя Плисецкая …   Википедия

  • ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна — (р. 1925), русская балерина. Для ее исполнительского стиля характерны техническая виртуозность, выразительность рук и ладоней, высокий прыжок и сильный актерский темперамент. Плисецкая родилась в театральной семье в Москве 20 ноября 1925. В… …   Энциклопедия Кольера

  • Майя Михайловна Плисецкая — Майя Плисецкая балерина Дата рождения: 20 ноября 1925(19251120) …   Википедия

  • Плисецкая, Майя — Майя Плисецкая балерина Дата рождения: 20 ноября 1925(19251120) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»