Писсарро Камиль

Писсарро Камиль
Писсарро́ Камиль
(Pissarro) (1830—1903), французский живописец. Один из ведущих мастеров импрессионизма. В мягких по технике исполнения, чистых по цвету пейзажах придавал обаяние самым непритязательным мотивам, раскрывал поэзию и очарование природы Франции («Вспаханная земля», 1874). В 90-х гг. часто обращался и к городскому пейзажу («Бульвар Монмартр», 1897).
* * *
ПИССАРРО Камиль
ПИССАРРО́ (Pissarro) Камиль Жакоб (10 июля1830, о-в Сент-Томас, Виргинские о-ва — 13 ноября 1903, Париж), французский художник, признанный «старейшина» импрессионистов (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), пользовавшийся среди них особым авторитетом.
Становление таланта
Родился в семье преуспевающего коммерсанта, французского еврея. Увлекся искусством и, вопреки желанию отца (надеявшегося, что он продолжит семейный бизнес), уехал в Венесуэлу, где в 1852—55 занимался живописью под руководством датского художника Ф. Мельби. В 1855, помирившись с отцом, приехал в Париж; учился там в Школе изящных искусств (с 1856) и «Академи Сюис» (с 1859), где познакомился с П. Сезанном (см. СЕЗАНН Поль) и К. Моне (см. МОНЕ Клод). Жил и работал в Париже, но в основном в его сельских предместьях (Лувесьене и др.).
Излюбленным жанром Писсаро всегда был пейзаж. Его ранняя живопись («Берег Марны в Шеневьере», 1864—65; и др.) обнаруживает сильное влияние Г. Курбе (см. КУРБЕ Гюстав), Ш. Ф. Добиньи (см. ДОБИНЬИ Шарль Франсуа), но в особенности К. Коро (см. КОРО Камиль). К концу 1860-х его живопись становится чисто импрессионистической («Версальская дорога в Лувесьене», 1870). Во время франко-прусской войны (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) (1870—71) бежал в Лондон, а по возвращении нашел свой дом в Лувесьене полностью разоренным и переехал в Понтуаз.
В 1-й половине 1870-х талант Писсаро достигает полной творческой зрелости; его полотна этих лет («Иней на старой Эннерийской дороге, Понтуаз», 1873; и др.) привлекают свежестью натурных впечатлений и обаянием цветового строя, складывающегося из мелких мазков чистого цвета. Однако под воздействием Сезанна (с которым он часто работал в этот в период вместе, над одним и тем же мотивом), а также позднего Ж. Ф. Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) Писсаро испытывает все большую неудовлетворенность чисто импрессионистической стилистикой.
На пути к постимпрессионизму
Он активно экспериментирует с цветом, его мазки становятся еще более дробными, выражая исходящую от природы световую ауру или, напротив, устойчивые и незыблемые черты пейзажной натуры («Красные крыши, сельский уголок зимой»; «Бычий мост в Понтуазе»; обе — 1877; и др.). В 1855 Писсаро знакомится с Ж. Сера (см. СЕРА Жорж) и П. Синьяком (см. СИНЬЯК Поль) и, увлеченный их художественными открытиями, начинает работать в духе пуантилизма (см. ПУАНТИЛИЗМ) или неоимпрессионизма (см. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ), т. е. окончательно дробит цветовое поле на «точки» (у него это скорее «запятые), которые должны сливаться в процессе зрительного восприятия.
Однако строго пуантиллистских работ у него сравнительно немного («Вид из моего окна в Эраньи-сюр-Эпт», 1888; и др.), неудовлетворенный этим методом, он возвращается к первозданно-импрессионистической манере. Однако при этом Писсаро по-прежнему испытывает острый интерес к новым художественным экспериментам: взаимные симпатии связывают его с поколением постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) (в лице П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) и В. Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент)). В 1890-е гг. Писсаро все больше увлекают урбанистические мотивы, и ему блестяще удается воспроизвести трепетный пульс, саму духовную атмосферу городской жизни («Оперный проезд в Париже», 1898; «Площадь Французского театра в Париже», обе — 1898; и др.).
Вплоть до последних лет своей жизни Писсаро пользовался среди мастеров нового искусства репутацией «старейшины», успешно разрешавшего групповые и личные конфликты. К концу 19 в. его талант общественника выразился в симпатиях к анархизму: сблизившись с его лидерами Э. Реклю (см. РЕКЛЮ Жан Жак Элизе) и Ж. Граве, он помещал в издававшемся последним журнале «Тан нуво» («Новые времена») свои социально-критические литографии.
Писсарро в целом много и плодотворно занимался гравюрой (превзойдя в этом отношении всех прочих импрессионистов). Обращаясь к офорту, литографии и другим, весьма разнообразным техникам, он неизменно сохранял верность своему любимому пейзажному жанру.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Писсарро Камиль" в других словарях:

  • Писсарро, Камиль — Камиль Писсарро Camille Pissarro …   Википедия

  • Писсарро Камиль — Писсарро, Камиль Автопортрет Камиль Жакоб Писсарро (франц. Jacob Camille Pissarro, 1830 1903)  французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма …   Википедия

  • Писсарро Камиль —         (Pissarro) (1830 1903), французский живописец. Пейзажист. Представитель импрессионизма. Посещал академию Сюиса (1855 61) в Париже. Испытал влияние К. Коро, Ж. Ф. Милле. Писсарро мастер сельского пейзажа, раскрывал поэзию и очарование… …   Художественная энциклопедия

  • Писсарро, Камиль Жакоб — Писсарро, Камиль Автопортрет Камиль Жакоб Писсарро (франц. Jacob Camille Pissarro, 1830 1903)  французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма …   Википедия

  • Писсарро Камиль Жакоб — Писсарро, Камиль Автопортрет Камиль Жакоб Писсарро (франц. Jacob Camille Pissarro, 1830 1903)  французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма …   Википедия

  • Писсарро, Камиль — Камиль Писсарро. Пейзаж в Понтуазе . ПИССАРРО (Pissarro) Камиль (1830 1903), французский живописец. Представитель импрессионизма. Светлые, чистые по цвету пейзажи (“Вспаханная земля”, 1874).   Камиль Писсарро. Снег в Нижнем Норвуде . Камиль… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПИССАРРО Камиль — (Pissarro, Camille) КАМИЛЬ ПИССАРРО. КРАСНЫЕ КРЫШИ (1831 1903), французский художник импрессионист. Родился в местечке Шарлотта Амалия на острове Сент Тома (Виргинские острова) 10 июля 1830. В 1855 Камиль Писсарро уехал во Францию и стал… …   Энциклопедия Кольера

  • Писсарро Камиль Жакоб — Писсарро (Pissarro) Камиль Жакоб (10.7.1831, остров Сен Тома, Вест Индия,‒ 12.11.1903, Париж), французский живописец, один из основателей импрессионизма. Учился в Академии Сюиса (1855‒61) в Париже. Испытал влияние Дж. Констебля, К. Коро, Ж. Ф.… …   Большая советская энциклопедия

  • Писсарро — Писсарро, Камиль Писсарро, Камиль Автопортрет Дата рождения: 10 июля 1830 года Место рождения …   Википедия

  • Камиль Писсарро — Писсарро, Камиль Автопортрет Камиль Жакоб Писсарро (франц. Jacob Camille Pissarro, 1830 1903)  французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»