Пикассо Пабло

Пикассо Пабло
Пика́ссо́ Пабло
(Picasso), настоящая фамилия Руис-и-Пикассо (Ruiz y Picasso) (1881—1973), французский живописец. По происхождению испанец. В 1900-х гг. («голубой» и «розовый» периоды, названные по преобладающим цветовым гаммам) создал обострённо-выразительные произведения, посвящённые в основном теме трагического одиночества и обездоленности («Старый нищий с мальчиком», 1903), «романтической отчуждённости» странствующих актёров («Девочка на шаре», 1905). С 1907 основоположник (вместе с Ж. Браком) кубизма; резко деформированные фигуры и предметы изображались как комбинация геометрически простых объёмов и плоскостей («Дама с веером», 1909). С середины 1910-х гг. создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ был близок сюрреализму. Гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая линии творчества Пикассо сталкиваются в серии офортов «Минотавромахия» (30-е гг.), в антифашистском панно «Герника» (1937). Много работал как график, скульптор, керамист.
* * *
ПИКАССО Пабло
ПИКА́ССО Пабло (полн. Пабло Руис-и-Пикассо; Ruiz-y-Picasso) (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский живописец, по происхождению испанец. В 1900-х годах («голубой» и «розовый» периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям («Девочка на шаре», 1905). С 1907 основоположник кубизма, с середины 1910-х годов создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение («Герника», 1937), глубокое гуманистическое содержание (рисунок «Голубь мира», 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).
Годы учения
Учился у своего отца — Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии «Сан Фернандо», увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям. Испытал воздействие анархизма.
В 1900 Пикассо впервые приезжает в Париж, с 1904 живет там постоянно. Выставляется с 1901 у «тетушки Вейль» и у А. Воллара. В это время он уходит от влияния стиля модерн (см. МОДЕРН), которое еще долго сохраняется в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в колористической монохромии. Своими «учителями» Пикассо избирает Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент), Гогена (см. ГОГЕН Поль), Сезанна (см. СЕЗАНН Поль), Тулуз-Лотрека (см. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де). Он начинает писать яркими пастозными мазками в манере протофовизма (см. ФОВИЗМ).
«Голубой» и «розовый» периоды
На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901—04) приходится так называемый «голубой период»: в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедленны, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Свидание», 1902, обе в Эрмитаже; «Старый нищий старик с мальчиком», 1903, Музей изобразительных искусств, Москва).
В следующий период, получивший название «розового», появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).
Кубизм
В 1907 Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) — большое панно, персонажи которого — посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон, давший название произведению) — предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются разные стилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам.
Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. В 1908—09 Пикассо совместно с Ж. Браком (см. БРАК Жорж), влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль — кубизм (см. КУБИЗМ), ставший радикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности к ее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественно охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописи Сезанна, но заметно «утяжеленные», помутнелые; они комбинируются в геометрические формулы, обнажая некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы («Королева Изабо», «Дама с веером», обе 1909; «Портрет А. Воллара», 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва; «Дриада», «Фермерша», «Три женщины», ряд натюрмортов, 1909—10, Эрмитаж).
Первая стадия кубизма получила впоследствии название «аналитической». С 1909 она постепенно перерождается, и в 1913 появляется «синтетическая» стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление к плоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. — атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала века. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж — вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объем инородного материала в картине увеличивается (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и т. п.). В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однако отдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизни художника («Три музыканта», 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Неоклассицизм
Уже в картине «Художник и его модель» (1914) и в ряде рисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм. Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденции становятся явными для всех. Многих это смущает: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критические заметки о «художнике-хамелеоне». В 1917 Пикассо делает декорации для балета «Парад» Э. Сати (см. САТИ Эрик) (текст Ж. Кокто (см. КОКТО Жан)) в «помпейском стиле».
Женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением к миру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка в Италию также усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делает по фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х гг., по-иному «активизирует» форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет — Энгром (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик) (этот период нередко называют «энгровским»).
Сюрреализм
При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) — пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке форм которых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальными элементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетая впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма.
В 1930 художник делает серию из 30 офортов к «Метаморфозам» Овидия. В 1930—37 создает «Сюиту Воллара»; в числе ста офортов, продолжающих традиции Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ) и Гойи (см. ГОЙЯ Франсиско), — сцены с человекобыком, где легендарный обитатель лабиринта Минотавр (см. МИНОТАВР) превращается в «миф Пикассо», ибо художник весьма произвольно трактует древнее сказание.
Война в Испании. «Герника»
В 1937 симпатии Пикассо — на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Франко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков (см. БАСКИ) Герника — культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою «Гернику» — громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенком и быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником — символом надежды.
Послевоенный период
В 1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первом послевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал. В 1950 он рисует знаменитого «Голубя мира», в 1951 пишет картину «Война в Корее» (собрание семьи художника).
В 1947 Пикассо приезжает в городок Валлорис — традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливает здесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождению традиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговой площади устанавливается статуя его работы «Человек с ягненком» (1942—44); в крипте храма помещаются живописные панно «Война» и «Мир» (1952). В 1956—57 Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название «музей Пикассо».
В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого («Менины» Веласкеса (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)), «Расстрел повстанцев» Гойи, «Завтрак на траве» Мане (см. МАНЕ Эдуар) и др.). Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своей неуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанные небрежно холсты «позднего Пикассо» представляют любимые им сцены: художник и модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивы боя быков; часто он обращается к женскому портрету.
Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастером в искусстве 20 века.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Пикассо Пабло" в других словарях:

  • Пикассо, Пабло — Пабло Пикассо Pablo Picasso …   Википедия

  • ПИКАССО Пабло — ПИКАССО, ПАБЛО РУИС И (Picasso, Pablo Ruiz y) (1881 1973), испанский живописец, скульптор, гравер, художник по керамике, сценограф. Родился 25 октября 1881 в Малаге (Испания) в семье художника Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес. В юности… …   Энциклопедия Кольера

  • Пикассо Пабло —         (Picasso; собственно Руис и Пикассо, Ruiz у Picasso) (1881 1973), французский художник. Испанец по происхождению. Учился у своего отца X. Руиса, в школах изящных искусств в Ла Корунье (1894 95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897 98). С… …   Художественная энциклопедия

  • Пикассо Пабло — Пабло Пикассо Имя при рождении: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо Дата рождения: 25 октября 1881 …   Википедия

  • Пикассо, Пабло — Пабло Пикассо. Девочка на шаре . 1905. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. ПИКАССО (Picasso) (собственно Руис) Пабло (1881 1973), французский живописец. По происхождению испанец. В 1900 х гг. (“голубой” и “розовый” периоды) создал… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Пикассо Пабло — Пикассо (Picasso; собственно Руис и Пикассо, Ruiz у Picasso) Пабло (25.10.1881, Малага, Испания,‒ 8.4.1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической партии с 1944. Учился у своего отца Х.… …   Большая советская энциклопедия

  • Пикассо, Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис — Пабло Пикассо Имя при рождении: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо Дата рождения: 25 октября 1881 …   Википедия

  • Пикассо — Пикассо, Пабло Пабло Пикассо Pablo Picasso …   Википедия

  • Пабло Пикассо — Имя при рождении: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо Дата рождения: 25 октября 1881 …   Википедия

  • Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо — Пабло Пикассо Имя при рождении: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо Дата рождения: 25 октября 1881 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»