ольмекская культура

ольмекская культура
ольме́кская культу́ра
культура индейцев 2—1-го тысячелетия до н. э. — начало н. э. в Мексике. Названа условно по имени ольмеков, небольшой группы племён, живших на этой территории позже, в XI—XIV вв. Остатки культовых сооружений: пирамид, платформ, статуй. Хозяйство: земледелие, рыболовство.
* * *
ОЛЬМЕКСКАЯ КУЛЬТУРА
ОЛЬМЕ́КСКАЯ КУЛЬТУ́РА (исп. olmecas), археологическая культура Мексики 2—1 тыс. до н. э. (многие исследователи датируют ее начало лишь 8 в. до н. э.). Условно названа по имени народов, проживавших на территории нынешних мексиканских штатов Веракрус (см. ВЕРАКРУС (штат)) и Табаско (см. ТАБАСКО) в 11—14 вв., сведения о которых встречаются в письменных источниках раннего колониального времени.
Ее выделяют по ряду специфических черт изобразительного искусства, выражавшего религиозные мотивы. Наиболее регулярно встречающиеся — изображения ягуара-ребенка, маски ягуара, каменные головы в шлемах. Среди элементов материальной культуры — гигантские каменные головы, гробницы со стенами и перекрытиями из базальтовых колонн или песчаниковых плит, резьба по базальту, совершенная обработка нефрита и серпентина, мозаичные площадки из блоков серпентина и нефрита, зеркала из полированного камня.
Наиболее известные центры ольмекской культуры — Сан-Лоренсо (см. САН-ЛОРЕНСО), Ла-Вента (см. ЛА-ВЕНТА), Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас.
Серро-де-лас-Месас расположен в южной болотистой части штата Веракрус. Центральная часть города состоит из нескольких десятков пирамидальных холмов — остатков древних зданий, сгруппированных вокруг прямоугольных площадей. Там найдены каменные стелы и и другие монументы с резными изображениями и надписями.
В южной части Веракрус находится и Трес-Сапотес, на территории которого площадью около 3 км2 археологи нашли более 50 пирамидальных холмов. При раскопках были встречены гигантские базальтовые головы (от 1,5 до 3 м высоты и от 5 до 40 т весом) на невысоких каменных платформах, каменные стелы с резными изображениями, саркофаги с рельефами, обычная для ольмекских памятников мелкая пластика.
С поразительным искусством ольмеки обрабатывали такие разной твердости камни, как андезит (см. АНДЕЗИТ), базальт (см. БАЗАЛЬТ), диорит (см. ДИОРИТ), кварц (см. КВАРЦ), яшму (см. ЯШМА) и другие. Они мастерски владели как обтесыванием и шлифовкой больших поверхностей, так и тончайшей резьбой и полировкой мелких фигурок, умело выделяя самые мелкие детали, вроде зрачков глаз или прядей волос. Им была известна и обработка глины. Помимо разнообразных сосудов они делали фигурки полных сидящих людей с лицами то ли детей, то ли ягуаров.
На одной из стел (С) из Трес-Сапотес было обнаружено изображение, похожее на календарную дату майя. Ее прочтение дало 4 ноября 31 г. до н. э. Здесь можно сказать, что в другом районе Мексики, вне пределов культуры ольмеков, в г. Монте-Альбан были найдены образцы письма, которые, вероятно, относятся ко времени еще более древнему — не позже 6—5 вв. до н. э.
Известные к настоящему времени сведения позволяют предположительно говорить о социальной структуре создателей ольмекской культуры. На некоторых из ольмекских памятников, в частности в Ла-Венте, есть земляные сооружения с основанием во многие десятки метров и высотой за 30 м. Так, по некоторым подсчетам, объем пирамиды в Ла-Венте составлял 4700 тыс. м3; для ее сооружения потребовалось 800 тыс. человеко-дней. Чтобы реализовать такую работу, несомненно, требовались концентрация рабочей силы и многие дни занятости, что предполагает планирование работ и управление ими.
Залежи базальта в Сан-Лоренсо находились за несколько десятков км. Перемещение каменных глыб весом до 50 т на такие расстояния указывает не только на владение механическими и инженерными знаниями, но и на наличие потребности в их доставке, воли их переместить и силы (власти), чтобы осуществить такую работу. О применении силы говорят некоторые мотивы на изображениях Ла-Венты и других ольмекских памятниках: победитель удерживает каких-то людей, связанных веревкой; победитель с поверженным человеком у его ног. Есть и сцены, которые, если судить по аналогии с более поздними изображениями майя (см. МАЙЯ (народ)) и других соседних народов, свидетельствуют о возведении на трон правителя — человека под покровительством змея и др. О власти вождей, возведенной в культ, могут говорить и гигантские каменные головы с индивидуальными чертами лиц.
Если даже предположить, что сам правитель мог быть верховным жрецом, рядом с ним были жрецы более низкого ранга, образ которых можно усмотреть на некоторых алтарях.
Без всякого сомнения, в обществе ольмеков должны были быть профессиональные ремесленники, о чем свидетельствует их многочисленные и разнообразные произведения.
Можно предположить и наличие торговцев. Ведь, несмотря на то, что при раскопках памятников в Веракрусе и Табаско находки нефрита исчисляются тоннами, нефрита не было вблизи от ольмекских центров. Его залежи находились в других местах — в нынешних штатах Герреро, Оахака и Морелос в Мексике, в горах Гватемалы и на п-ве Никойя (Никарагуа). Должны были быть не только организаторы нефритового потока, но и те, кто его переносил, то есть носильщики, вероятно, зависимый слой населения.
И, наконец, должно было быть население, которое кормило правителей, жрецов, ремесленников и торговцев — крестьяне. О них-то пока меньше всего знают археологи.
О мировоззрении носителей культуры ольмеков можно судить по формам его воплощения в изображениях божеств. Среди них преобладают изображения хищников семейства кошачьих. Вероятно, основным божеством ольмеков был ягуар. Его изображения встречаются как на монументальных скульптурах, которые носили, видимо, публичный характер, так и в мелкой пластике, предназначенной для индивидуального пользования — не только в изделиях из драгоценных и полудрагоценных камней, но и на керамике, что, очевидно, свидетельствует о почитании этого божества разными социальными слоями. Часто встречается стилизованное изображение морды ягуара. То, что оно представлено на саркофаге, свидетельствует о связи этого божества с загробным миром. В то же время, есть монолиты, где пасть ягуара представлена в виде ниши, в которой восседает человек. На фрагменте одной из стел в Трес-Сапотес (той самой, на которой есть дата) вырезана личина ягуара с текущими из глаз слезами — три косых черты с капельками на обоих концах («в три ручья»!) под каждым глазом. Таким образом, ягуар мог быть отождествляем с водами. Изображения существа, сочетающего черты ягуара и ребенка, современные исследователи также считают олицетворением бога дождя.
Высказывалось предположение, что изображения гигантских голов были связаны с культом божества кукурузы.
На монументе 19 из Ла-Венты представлено, возможно, одно из древнейших изображений божества, сочетающего в себе черты змея и птицы. На тщательно обработанной поверхности каменного блока изображен человек в сложном головном уборе в виде пасти животного, расположившейся в изгибе тела гигантского змея. Голова змея больше похожа на голову хищной птицы, при этом она с гребешком (возможно, из перьев). Обращает на себя внимание, что пасть надетой человеком маски и пасть бога-покровителя сходны.
О форме ритуала могут говорить сцены, вырезанные на некоторых каменных монументах, которые археологи считают алтарями. В нише (символизировавшей пещеру и пасть божества) одной из таких глыб представлен человек в высоком головном уборе, у которого на вытянутых руках лежит ребенок с чертами ягуара. На боковых сторонах камня находятся еще существа в длинных одеждах и высоких головных уборах. У них тоже на руках младенцы с лицами, напоминающими ягуара. Одним из ритуалов была игра в мяч, о которой говорят как наличие площадок для игры, так и приношения в виде каучуковых мячей, найденные в Эль-Манати на юге Веракруса (памятник датируется 16—12 вв. до н. э.). Элементом ритуального убранства были маски. Видимо, какую-то важную роль в ритуале играли зеркала из отполированного камня. Их изображения встречаются на груди персонажей со стел и алтарей.
Памятники и отдельные находки, подобные ольмекским, встречаются и за пределами мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Так, в Чалькацинго (шт. Морелос) были найдены многотонные валуны с вырезанными на них сюжетами, сходными ольмекскими: человек в пасти чудовища, клыкастый змей с крылом и др. Сходные находки сделаны на тихоокенаском побережье Мексики (Чьяпас), в Гватемале, Сальвадоре и Коста-Рике. Исследователи по-разному толковали этот факт. В начале изучения ольмеков предполагалось, что ольмекские религия и искусство распространились до Мексиканского нагорья и Гватемальского побережья, оказав сильное влияние на местные культуры. Сейчас преобладает мнение, что во втором тыс. до н. э. в этих областях существовали несколько сходных археологических культур, которые сохранили элементы этой общности в более поздние эпохи.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ольмекская культура" в других словарях:

  • Ольмекская культура — археологическая культура, распространённая на территории современных штатов Мексики Веракрус, Табаско, Герреро. Принадлежала неизвестному индейскому народу. Название дано условно, по имени небольшой группы племён, живших на этой территории позже …   Википедия

  • ОЛЬМЕКСКАЯ КУЛЬТУРА — культура индейцев 2 1 го тыс. до н. э. нач. н. э. в Мексике. Названа условно по имени ольмеков, небольшой группы племен, живших на этой территории позже, в 11 14 вв. Остатки культовых сооружений: пирамид, платформ, статуй. Хозяйство: земледелие,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОЛЬМЕКСКАЯ КУЛЬТУРА — культура неизв. индейского народа, жившего на терр. совр. штатов Мексики Веракрус и Таваско. Расцвет О. к. относится к 8 4 вв. до н. э. Название О. к. дано условно по имени небольшой группы племен (ольмеки), живших здесь позднее, в 11 14 вв. н. э …   Советская историческая энциклопедия

  • Ольмекская культура —         археологическая культура, распространённая на территории современных штатов Мексики Веракрус, Табаско, Герреро. Принадлежала неизвестному индейскому народу. Название дано условно, по имени небольшой группы племён, живших на этой… …   Большая советская энциклопедия

  • Ольмекская письменность — Мезоамериканские системы письма  возникшие независимо от других центров возникновения письменности системы письма индейских культур центральной Америки. Расшифрованные до настоящего момента письменности Мезоамерики сочетали в себе особенности… …   Википедия

  • Ольмеки — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Ольмеки  название племени …   Википедия

  • Мексика — (Mexico) Государство Мексика, география, история, население и города Мексики Информация о государстве Мексика, география, города, история и население Мексики, экономика и политическое устройство Содержание Мексиканские Соединенные Штаты, ,… …   Энциклопедия инвестора

  • Ольмек — Не следует путать с термином «Ольмека шикаланка». Образец ольмекской письменности  Каскахальский блок Ольмеки  название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках; но вряд ли правомерно применять его для обозначения цивилизации,… …   Википедия

  • Мексика — (Méjico, México)         Мексиканские Соединённые Штаты (Estados Unidos Mexicanos).          I. Общие сведения          М. государство в юго западной части Северной Америки. На С. граничит с США, на Ю. В. с Гватемалой и Белизом. На З. и Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Индейцы — Не следует путать с индийцами. У этого термина существуют и другие значения, см. Индеец. Индейцы Современный ареал расселения и численность …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»