- мормоны
- МОРМО́НЫ -ов; мн. Члены религиозной секты, в учении которой сосуществуют положения христианской религии и религий, проповедующих многобожие.◁ Мормо́н, -а; м. Мормо́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Мормо́нский, -ая, -ое. М-ое учение.* * *мормо́ны(«Святые последнего дня»), члены религиозной секты, основанной в США в первой половине XIX в. Дж. Смитом (J. Smith), который опубликовал в 1830 «Книгу Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) — главный источник вероучения, включающего положения иудаизма, христианства и других религий. В 1848 община мормонов основала в штате Юта государство мормонов — теократическое государство по типу Древнего Израиля. Мормоны проповедовали и практиковали многожёнство. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру. Главные источники вероучения мормонов — «Книга Мормона» и Библия.* * *МОРМОНЫМОРМО́НЫ, общераспространенное название Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В научной и богословской литературе получила противоречивые, порой и взаимоисключающие характеристики, начиная от определений мормонизма как неопротестантской церкви консервативного толка, и заканчивая характеристиками мормонской организации как синкретической неоязыческой оккультной секты с хилиастическим (см. ХИЛИАЗМ) уклоном, или же как новой религии, обогащенной оккультным храмовым ритуалом, в которой обращение к христианско-библейскому началу носит лишь внешний декоративный характер. Родиной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является США; главный центр находится в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.
Мормонизм занимает положение маргинала среди традиционных христианских конфессий. Особое положение мормонов в религиозном движении, их отношение к христианскому миру и ответное отношение христианских конфессий к мормонской общине определяются историей создания Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и характерными чертами ее вероучения.
Периодизация мормонизма
Мормоны считают, что историю Церкви Иисуса Христа Святых последних дней можно разделить на шесть исторических периодов: Нью-Йоркский период (1820—30), Огайо-Миссурский период (1831—38), период Наву (1839—46), освоение Запада (1846—98), расширение Церкви (1899—1950) и последний период (1951 — настоящее время) получил название Всемирной Церкви. Для Всемирного периода характерно динамичное распространение из США вероучения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней по всей планете. Это период, когда учение мормонов выходит за границы этноконфессиональной общности. Наибольший миссионерский успех достигается прежде всего в тех странах, где были утрачены или размыты основания национальных культур и традиционных вероисповеданий (освободившиеся от колониальной зависимости государства Азии и Африки, посткоммунистическое пространство Восточной Европы, страны СНГ и др.). Если в конце 1980-х в мире каждые четыре с половиной минуты появлялся новый мормон, то в конце 1990-х — уже через 80 секунд. Первые мормонские миссионеры прибыли в СССР в 1990, и в мае 1991 Церковь Иисуса Христа святых последних дней была зарегистрирована.
Представления мормонов о возникновении их церкви и их идея мессианства
Период до 1820 года получил у мормонов название периода Великого Отступничества. Его выделение связано с целым рядом трагических для человеческого рода событий. Во время земной жизни Иисус Христос основал Свою Церковь. Он передал власть священства в руководстве Церковью апостолам и пророкам и призвал их руководить Церковью от Его имени после Его смерти. Но люди отвергли Истину и убили апостолов. В результате Бог наказал людей, взяв от земли Свою Церковь и власть священства. Хотя многие священнослужители имели честные намерения, но они уже не владели всей полнотой Истины и власти Божьей. Произошло отпадение людей от Истины, и начали распространяться лжеучения. Но, согласно вероучению мормонов, Бог пообещал, что Его Евангелие и сила священства будут восстановлены и уже никогда не покинут человечество. Последнее и было сделано согласно мормонам в лице Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Таким образом, мормонский историософский взгляд состоит в том, что земное развитие человеческого рода делится на три глобальных периода. Первый период связан с основанием Иисусом Христом Своей Церкви, второй — отходом человечества от базовых ценностей христианства и их извращением, третий — восстановлением Церковью Иисуса Христа Святых последних дней чистоты христианского вероучения.
Мормонизм осмысливает себя в контексте теологических концепций, в соответствии с которыми именно он является главным исполнителем провиденциального плана распространения христианства с Востока на Запад. Все остальные религиозные вероучения продолжают находиться в плену ложных пророков и стремлений. Мощная мессианская идея мормонов подкреплена, во-первых, функционально развитой организационной структурой церкви, основанной на принципах «всеобщего священства» (отвергает традиционное деление на мирян и клир) и равенства всех перед Богом, во-вторых, миссионерской программой: практически каждый мормонский прихожанин — проповедник.
Деятельность Джозефа Смита
Начало восстановления чистоты христианского вероучения было положено Джозефом (Иосифом) Смитом, получившим в мормонской среде высокое звание пророка. Он родился 23 декабря 1805 года на северо-востоке США в местечке Шарон, штат Вермонт, пятым ребенком в бедной семье Джозефа и Люси Мак-Смит. Юность будущего пророка прошла в Пальмире, штат Нью-Йорк. В первой половине 19 в. практически все Соединенные Штаты находились на путях религиозных исканий. На протестантском перепутье оказался и юный Джозеф.
Ранней весной 1820 года недалеко от своего дома в роще Джозеф Смит получил первое видение. Во время молитвы к нему явились во плоти Бог-Отец и Иисус Христос. Джозеф обратился к Ним с вопросом о том, какая из современных религиозных сект является истинной и к какой он должен присоединиться. В ответ, согласно мормонского вероучения, Иисус Христос ответил, что отрок не должен присоединяться «ни к одной из них, так как все они неправильны», и что «все их вероучения омерзительны в Его глазах», т. к. они только имеют вид божественного, но отрицают силу Его. Результаты встречи Джозефа Смита с Богом-Отцом и Иисусом Христом состоят в следующем: во-первых, 14-летний юноша был призван восстановить среди людей утраченное Евангелие и истинную Церковь Иисуса Христа; во-вторых, его призвали Бог-Отец и Иисус Христос быть Их пророком; в-третьих, уже на первых шагах формирования мормонизма в категоричной форме был провозглашен отказ от священного предания.
21 и 22 сентября 1823 года Джозефа Смита посетил Ангел Мороний и передал дальнейшие указания от Бога. В первый день юноше было сообщено о летописи Книги Мормона, написанной на золотых листах, в которой содержится вся полнота Евангелия. Мороний был последний из пророков, кто еще в 5 веке до Рождества Христова писал летопись прежних жителей американского континента, и по указанию Господа скрыл ее на холме Кумора (штат Нью-Йорк) вместе со специальными средствами перевода — магическими камнями Урим и Туммим, прикрепленными к нагрудному щиту. На второй день Джозеф Смит отправился в обозначенное место, где обнаружил все названное. Ангел рассказывал пророку о помыслах Бога и о том, как будет построено Царство Его. Лишь 22 сентября 1827 года пророку были вручены золотые листы для перевода на английский язык (по мормонскому преданию текст был написан на видоизмененном древнеегипетском языке). Вследствие того, что злоумышленники делали несколько попыток выкрасть золотые листы, Джозеф вместе с женой Эммой перебрались в дом тестя, Исаака Хейла, в Гармонию, штат Пенсильвания. Во время занятий переводом текст оригинала по указанию Господа был показан трем свидетелям. Затем последовало добавочное свидетельство. И еще восемь свидетелей письменно подтвердили, что они видели древнюю рукопись. Летом 1829 был закончен перевод книги, и уже 26 марта 1830 появились первые печатные экземпляры в Пальмире, штат Нью-Йорк. А буквально через несколько недель после этого события, 6 апреля 1830, Джозеф Смит вместе с пятью сторонниками основал «Церковь Иисуса Христа» в Фейете, штат Нью-Йорк, США. В последствии в 1878 это название было дополнено словами: «Святых последних дней». Так произошло организационное оформление учения мормонов.
С первых шагов формирования мормонизма Джозеф Смит обратил внимание на то, что ветхозаветные праотцы (Авраам, Иаков, Давид и др.) имели несколько жен. Джозеф Смит обратился с молитвой к Богу и получил ответ, что, во-первых, в определенные периоды времени и для особых целей Бог в соответствии с небесными законами одобряет и благословляет многоженство на земле; во-вторых, в ближайшее время поступит сообщение от Бога об избранности части святых последних дней, и у них будет больше одной жены.
Новое сообщество, выросшее прежде всего на благодатной почве и в среде протестантизма, быстро утвердилось не только в штате Нью-Йорк, но и на Востоке страны — в Огайо, Миссури и Иллинойсе. С 1839 духовным центром мормонов стал город Наву (штат Иллинойс). В 1840 пророк Джозеф Смит публично провозгласил крещение за мертвых. Авторитет принимаемых пророком решений настолько был высок, что Джозеф Смит стал мэром города. Приверженцы выдвигали его кандидатуру даже на пост президента США. Но отколовшаяся от движения группа через газету публично обвинила сторонников пророка в многоженстве. По приказу мэра газета была закрыта, а типография разгромлена. В дело вмешался губернатор штата Иллинойс. Джозеф Смит вместе со своими друзьями был брошен в тюрьму. 27 июня 1844 толпа вооруженных людей предприняла штурм тюрьмы города Картидж. Джозеф Смит и его брат Хайрам были застрелены.
Бригам Янг и покорение Юты
После трагических для мормонов событий остро встал вопрос о преемнике. Заменил Джозефа Смита в качестве пророка Господнего, провидца и носителя откровений Бригам (Брайем) Янг (1801—1877). Но члены семьи пророка Джозефа Смита были недовольны принятым решением и внесли раскол, организовав свое сообщество под названием «Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Его численность оказалась значительно меньше главного мормонского сообщества, оно не обладает той степенью влияния, которое есть у традиционных последователей. Духовный центр «реорганизованной церкви» по сей день находится в г. Индепенденсе (штат Миссури).
Под руководством нового пророка 15 тысяч мормонов 24 июля 1847 достигли безлюдной пустыни на побережье Большого Соленого озера, чтобы вести уединенный образ жизни вне враждебного окружения. В 1850 по распоряжению федеральных властей США Бригам Янг был назначен руководителем вновь образованной территории Юта. После вынужденной отставки в 1857 продолжал развивать хозяйственную и культурную жизнь Юты и прилегающих территорий. Благодаря незаурядными организаторскими способностями Бригама Янга, помноженным на модернизированную протестантскую трудовую этику, мормоны превратили бесплодную пустыню в цветущий край. Везде, где вероучение получало значительное распространение, строились и освящались храмы. Культовые сооружения мормонов испытали влияние масонской архитектуры. К 1877 при непосредственном участии Бригама Янга было организовано более 350 мормонских поселений.
Но близлежащая территория вокруг Большого Соленого озера формально относилась к Мексике. Предложение Конгрессу США о включении территории в качестве штата первоначально было отклонено. Причиной послужило бытовавшее у мормонов многоженство (официально мормону разрешалось иметь до 10 жен). В США в конце 1880-х гг. были приняты дополнительные законы, согласно которым те из граждан, кто практиковал многоженство, лишались права голоса, не могли занимать судебные должности. Для Церкви Иисуса Христа Святых последних дней эти законы означали и то, что они значительно ограничивали права и размеры собственности церкви. 6 октября 1890 на Генеральной конвенции мормонов был принят Манифест, прекращающий практику многоженства. Мормоны, арестованные за нарушение полигамных законов, были освобождены, и гонения на них в основном прекратились. В результате всех действий правительства США и мормонов в 1896 область вокруг Солт-Лейк-Сити была присоединена к США как штат Юта.
Организационная структура
Миссией Церкви Иисуса Христа Святых последних дней провозглашается стремление помочь людям прийти к Богу. Осуществлению миссии подчинена организационная структура церкви. Основной структурной единицей церкви мормонов выступает приход. Его численность как правило не превышает 250—500 человек. Работа на местах — самая главная задача миссионерской работы приходов. Как только приход разрастается и достигает такого предела, когда им оказывается трудно руководить, он автоматически делится пополам. И так повторяется несколько раз. Глава прихода — президент и два советника президента. Как только количество приходов на данной территории значительно увеличится, то возникает особая организационная единица, получившая название «кол». Во главе кола стоит также президент и его два помощника. В тех местностях, где не было мормонских структур, первоначально образуется миссия с ведущими пропаганду старейшинами, целью которой выступает организация приходов, а затем — и «колов».
Верховное руководство состоит из кворума семидесяти во главе с президентством семидесяти (70 — потому что Христос посылал проповедовать 70 апостолов). Над кворумом семидесяти стоит кворум 12 апостолов. Самым высокопоставленным лицом в церкви является пророк, у которого два советника-президента. Пророк и его два помощника образуют первое президентство. Члены первого президентства и кворума двенадцати апостолов — это пророки последних дней. Смена власти в церкви происходит следующим образом. В случае смерти пророка, как правило, избирается новым пророком первый советник из первого президентства, второй советник становится первым советником, а самый влиятельный из кворума 12 апостолов — вторым советником. Все представители верховной власти продвигаются на шаг вперед.
Дважды в год в церкви проходят общие собрания, на которых избираются новые должностные лица. Собрания проходят на высоком организационном уровне, и все выдвигаемые кандидатуры заранее согласованы вышестоящим руководством и, как правило, встречают единодушную поддержку у голосующих.
На русском языке выходит два хорошо иллюстрированных журнала: «Лиахона» и его детское приложение «Росток».
Книга Мормона и мормонская экзегетика
В состав Священных Писаний мормонами включены четыре книги: Библия, Книга Мормона, Учение и Заветы и Драгоценная Жемчужина. Обозначенный перечень Священных Писаний содержат в себе решительно все, что требуется человеку для жизни, счастья и спасения. Отношение к Библии выражено словами пророка Джозефа Смита: «Мы веруем в Библию как в слово Божие, в той мере, в какой она правильно переведена; как в слово Божие мы веруем и в «Книгу Мормона» (Пункт восьмой тринадцатого члена «Вероисповедания» Джозефа Смита, 1841). В большинстве случаев американскими миссионерами использовалась англиканская библия короля Якова, но ее текст не является единственным и дополняется целым рядом переводов, важных с филологической точки зрения (в том числе так называемая английская «Новая версия» Ветхого завета 1881 г., переведенная с древне-еврейского языка).
Книга Мормона есть не только слово Божье, но и мормонский Новый Завет, о чем и говорит подзаголовок книги: «Новое свидетельство об Иисусе Христе». Книга Мормона — это не только своеобразный ключ для понимания последователями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней подлинного содержания Библии, но и равное с Библией творение. Подлинное блаженство на земле может достичь только тот, кто построил свою жизнь на указаниях Книги Мормона. Подобный вывод с полным правом можно отнести и к двум другим произведениям — Учения и Заветам и Драгоценной Жемчужине.
Книга Мормона состоит из 15 книг в основном повествовательного характера. Главное направление повествования — установить связь между событиями Ветхого Завета, историей израильского народа и историей жителей Северной Америки. Книги написана нефийцем Мормоном, отдельные части Нефием и Моронием — сыном Мормона. Согласно Книге Мормона жители Северной Америки — это переселенцы из Месопотамии и Палестины. Первыми были так называемые иаредейцы, которые после неудачного строительства Вавилонской башни (см. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ) пустились в плавание через Атлантический океан в дарованную им Богом землю. В последствии иаредейцы раскололись на два враждебных клана и в битве у холма Кумора в 590 г. до Рождества Христова истребили друг друга. Но через некоторое время на американские берега высадились новые поселенцы с Ближнего Востока во главе с Легием из Иерусалима. «Остатки Израиля» быстро расселились по необитаемой Америке. Жизнь на новом континенте складывалась удачно. Они сохраняли традиционную культуру и, в частности, за 19 лет построили точную копию храма Соломона.
Шло время, и сыновья Легия — Нефий и Ламан — стали родоначальниками двух народов. Нефийцы были богобоязненными, трудолюбивыми, добросовестными и благочестивыми людьми. Прямую противоположность составили ламанийцы. За безбожие и непослушание они были наказаны Богом темным цветом кожи (согласно мормонам негры и индейцы имеют иудейское происхождение и являются потомками Ламана). Между двумя народами происходили постоянные военные столкновения. В последней битве, которая произошла в 421 году после Рождества Христова уже у известного нам холма Кумора, полегло более двухсот тридцати тысяч нефийцев. Ламаниты истребили нефийцев. Но именно у этого холма и захоронил последний из нефийцев Мороний золотые пластинки. Через много столетий он вернулся уже ангелом к Джозефу Смиту во время молитвы.
Мормонская экзагетика, направленная на раскрытие божественного смысла Священных Писаний (Библия, Книга Мормона, Учения и Заветы, Волшебная Жемчужина) основывается на трудах современных апостолов. В основе мормонского взгляда на Священные Писания лежит принцип прогрессивного откровения, согласно которому божественные истины в доступной форме сообщаются постепенно, по мере морально-нравственного раскрытия и созревания личности. Не смотря на то, что мормоны отрицают Священное Предание, они признают себя тринитариями.
Священное Писание и Предание
«Соработничество» Бога и человека в мормонизме носит характер контракта. Контрактные обязательства существуют у двух сторон. В случае исполнения человеком принятых на себя обязательств, Бог, уже со своей стороны, должен гарантировать спасение. Особенность принятых контрактных обязательств состоит в том, что Бог работает через человека. Отсюда в мормонизме очень высока ценность человеческой свободы и ответственности человека за свою жизнь.
Мормоны считают, что до своего рождения на земле, люди жили как духи вместе с небесным Отцом. Люди являлись и являются детьми Небесного Отца в буквальном, прямом смысле этого слова. Они были сотворены отдельными личностями по подобию Отца. Главное же отличие между Отцом и человеком состояло в том, что Отец был более духовно развит и имел также физическое тело (а у человека первоначально не было физического тела). Для того чтобы дать возможность полного уподобления Богу, Небесный Отец подготовил план, который позволил прийти людям на землю. Когда человек рождается на земле, согласно мормонам, дух входит в физическое тело. Это первый шаг к получению того бессмертного тела, которое есть у Небесного Отца. Поэтому грехопадение Адама, подчеркивают мормоны, не было случайным, а было подготовлено Отцом в соответствии с Его планом. Однако люди не имеют памяти о своей предземной жизни. Для восстановления памяти служит учение мормонов. Через мормонских пророков на земле Небесный Отец дает людям заповеди. За человеком остается свобода выбора — следовать или же не следовать полученным пророчествам. Та физическая смерть, которая настигает человека в земной жизни, есть для мормонов часть плана Небесного Отца. Физическая смерть необходима для получения человеком бессмертного физического тела и возвышения до уровня Бога. Со смертью человека дух покидает физическое тело, но остается живым и переходит в Духовный мир, где ожидает воскресения и суда. В Духовном мире Священные Писания (Библия, Книга Мормона, Учения и Заветы, Волшебная Жемчужина) проповедуется всем, кто не имел возможности встретиться с Иисусом Христом в земной жизни. Этим, в частности, объясняется стремление мормонов крестить мертвых.
Мормоны верят, что второе Пришествие Иисуса Христа произойдет в Америке. Он останется там навсегда, по пророчеству Джозефа Смита, в прекрасном храме в Индепенденсе, штат Миссури.
Молитва, крещение и причащение
Канонизированный текст молитв у мормонов отсутствует. В молитве мормонов подчеркивается особая доверительность обращения человека к Богу и отчетливо проявляется импровизационный характер.
Крещение у мормонов происходит через полное троекратное погружение в воду и произнесением триединой формулы. Если какая либо часть тела оказалась не покрыта водой, то действие повторяется и крещение не признается совершённым. Крещение младенцев у мормонов отвергается. В качестве наказания крещение может быть отменено у отпавших от мормонской общины людей или же исключенных из нее.
Причастие у мормонов выступает в качестве возобновляемого союза Бога с людьми и мормонского братства в целом. Как правило причастие проходит по воскресениям. Вместо вина причащающимся дается освященная президентом прихода вода.
Энциклопедический словарь. 2009.