Мендельсон Феликс

Мендельсон Феликс
Мендельсо́н Феликс
Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) (1809—1847), немецкий композитор, дирижёр, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии (в том числе «Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), увертюра (1825) и музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1829—45), для фортепиано, оратории и др.
* * *
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МЕНДЕЛЬСО́Н (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (1809—1847), немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии («Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1845) для фортепиано, оратории.
* * *
МЕНДЕЛЬСО́Н (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (полное имя (Якоб Людвиг Феликс) (3 февраля 1809, Гамбург — 4 ноября 1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижер, органист, пианист.
Многообещающее начало
Происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона (см. МЕНДЕЛЬСОН Мозес). В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди. Юный Мендельсон занимался по фортепиано у ведущего берлинского педагога Л. Бергера (1777—1839), а по теоретическим предметам и композиции — у главы берлинской Певческой академии К. Ф. Цельтера (см. ЦЕЛЬТЕР Карл Фридрих). Его первые произведения появились в 1820. К середине 1820-х годов Мендельсон уже был автором ряда крупных партитур — сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей (см. ЗИНГШПИЛЬ); в которых он обнаружил абсолютное владение композиторским ремеслом, в том числе техникой контрапункта (см. КОНТРАПУНКТ). На творческое становление Мендельсона повлияли семейные путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей, знакомство с поэзией Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) (Мендельсон неоднократно встречался с ним с 1821) и с драмами Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) в переводах А. В. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм). В этой атмосфере, благоприятствовавшей стремительному развитию таланта юного композитора, родились его первые шедевры: струнный Октет (1825) с призрачно-фантастическим скерцо и виртуозной финальной фугой и увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826), в которой господствует сказочно-феерическая стихия (склонность к этой образной сфере Мендельсон сохранил до конца жизни). Дирижерский дар Мендельсона также сформировался весьма рано. В 1829 под его управлением в берлинской Певческой академии впервые после многолетнего забвения были исполнены «Страсти по Матфею» И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян); это событие положило начало «баховскому возрождению» 19 в.
Карьера профессионального музыканта
В 1829—33 Мендельсон, путешествуя по Европе, побывал в Англии и Шотландии (1829), Италии (1830—31), Париже (1831), Лондоне (1832, 1833). Полученные впечатления отразились в наброске будущей «Шотландской симфонии», в увертюре «Гебриды» (первое исполнение в 1832, Лондон), «Итальянской симфонии» (1833, Лондон) и некоторых других произведениях. В 1833—35 Мендельсон занял должность музикдиректора в Дюссельдорфе, где основу его дирижерского репертуара составили оратории Генделя (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих). Увлечение этим композитором сказалось в библейской оратории Мендельсона «Павел» (1836, Дюссельдорф). В 1835 Мендельсон обосновался в Лейпциге, с именем которого связаны его вершинные достижения как дирижера и организатора музыкальной жизни. Став руководителем знаменитого лейпцигского Гевандхауза (см. ГЕВАНДХАУЗ) (1835—47), Мендельсон пропагандировал музыку Баха, Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), Вебера (см. ВЕБЕР Карл Мария фон), Берлиоза (см. БЕРЛИОЗ Гектор), Шумана (см. ШУМАН Роберт (композитор)) (с которым его связывала близкая дружба). В 1843 он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию (ныне Музыкальная академия им. Мендельсона). Композитор стал основателем лейпцигской школы (см. ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА (музыкальное направление)) , отличавшейся ориентацией на классические образцы.
В лейпцигский период
В лейпцигские годы Мендельсон сочинял главным образом во время летних каникул. Среди наиболее значительных произведений этого периода — увертюра «Рюи Блаз» (1839), окончательная редакция 2-й симфонии («Хвалебная песнь», 1840), «Шотландская симфония» (1842), Скрипичный концерт ми минор (1844), два фортепианных трио (1839, 1845). По заказу короля Пруссии была написана великолепная музыка ко «Сну в летнюю ночь» Шекспира (частично основана на материале юношеской увертюры). Несмотря на ее успех, отношения Мендельсона с берлинской элитой складывались трудно. Композитор принимал активное участие в организации Нижнерейнских и Бирмингемских музыкальных фестивалей; в Англии он пользовался особыми симпатиями публики и выезжал туда 10 раз (в 1846 и 1847 дирижировал исполнением оратории «Илия» в Бирмингеме и Лондоне). Ранняя смерть оборвала жизнь одного из самых уважаемых музыкантов Европы того времени. Мендельсон умер от инсульта в возрасте 38 лет, ненамного пережив свою горячо любимую сестру Фанни (по мужу Гензельт, 1805—1847), которая также была талантливым музыкантом.
Романтик
Мендельсон в большей степени, чем другие композиторы-романтики его поколения, ориентировался на идеалы 18 века и классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). В своих лучших образцах его музыка характеризуется стройностью и уравновешенностью форм, сдержанностью экспрессии, изяществом мелодических линий, рационально-экономной фактурой — качествами, которые Мендельсон воспринял от венских классиков. От Баха и Генделя он унаследовал приверженность к фуге, органу, жанрам кантаты и оратории. Вместе с тем уже к середине 1820-х годов он выработал самобытный стиль, часто черпая творческие стимулы в литературе, истории, природе, изобразительных искусствах. Именно эта опора на внемузыкальные источники вдохновения делает Мендельсона прежде всего романтиком. Его ранние опыты в оперном жанре, отмеченные сильным влиянием Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей), не получили продолжения (Мендельсон до конца своих дней искал подходящий сюжет для оперы и в год смерти приступил к работе над оперой «Лорелея» на текст Э. Гайбеля). Его склонность к музыкальному театру успешнее воплотилась в ораториях, увертюре «Рюи Блаз» по В. Гюго (см. ГЮГО Виктор), музыке к «Антигоне» Софокла (см. СОФОКЛ) (1841) и ко «Сну в летнюю ночь». В выборе сюжетов для ораторий есть нечто автобиографическое: «Павел» аллегорически воспроизводит историю семьи Мендельсона, а «Илия» — историю его разногласий с берлинским обществом. Примечательны и многие другие вокальные произведения Мендельсона, в том числе кантата «Первая Вальпургиева ночь» соч. 60 (на стихи Гете, прославляющие весну) и хоровые псалмы лейпцигского периода. Его светские хоры и романсы неровны по качеству, однако среди них есть подлинные жемчужины — прежде всего романс «На крыльях песни» на слова Г. Гейне (см. ГЕЙНЕ Генрих).
Менедельсон-инструменталист
Свой путь композитора инструментальной музыки Мендельсон начал симфониями для струнного оркестра, мастерски стилизованными в манере венского классицизма. Среди пяти «настоящих» симфоний Мендельсона выделяются «Итальянская» и «Шотландская». Для воплощения духа Италии Мендельсон избрал компактную четырехчастную форму с менуэтом в качестве 3-й части и стремительным танцевальным финалом в ритме сальтарелло (итальянский быстрый танец народного происхождения). «Шотландская симфония» масштабнее и богаче контрастами; в ней более отчетливо выражено программно-изобразительное начало. Наиболее значительные программные симфонические увертюры Мендельсона — по существу, одночастные симфонические поэмы — вдохновлены образами моря [«Морская тишь и счастливое плавание» (по Гете, 1828), «Гебриды» (1832), «Прекрасная Мелузина» (по Ф. Грильпарцеру (см. ГРИЛЬПАРЦЕР Франц), 1833)]. В лучших непрограммных инструментальных опусах — таких, как Октет, некоторые квартеты, фортепианные трио, «Серьезные вариации» для фортепиано (1841) и знаменитый Скрипичный концерт — классические формальные принципы счастливо сочетаются с интимным, глубоко прочувствованным тоном. Мастерство Мендельсона-миниатюриста проявилось в его простых и вместе с тем изысканных «Песнях без слов»; эту серию фортепианных пьес — своего рода лирический дневник — композитор писал с 1829 по 1845 (всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Мендельсон Феликс" в других словарях:

  • Мендельсон Феликс — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Мендельсон Феликс — (Mendelssohn Bartholdy) Мендельсон, Мендельсон Бартольди, Якоб Людвиг Феликс (Mendelssohn Bartholdy, Felix) (1809 1847) Немецкий композитор, дирижер, пианист, органист. 1843 основал первую немецкую консерваторию (Лейпциг). Являлся представителем… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Мендельсон, Феликс — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мендельсон. Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn …   Википедия

  • МЕНДЕЛЬСОН Феликс — (Mendelssohn, Felix) ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН. (1809 1847), немецкий композитор, в течение своей недолгой жизни создал выдающиеся произведения почти во всех основных музыкальных жанрах. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди родился в Гамбурге 3… …   Энциклопедия Кольера

  • Мендельсон, Феликс — (Mendelssohn, Felix, 1809 1847) немецкий композитор. В 1826 г., в возрасте 17 лет, сочинил увертюру к комедии Сон в летнюю ночь . Позже он написал музыкальное оформление ко всей пьесе, и эта музыка пожалуй, самое прекрасное из того, что когда… …   Шекспировская энциклопедия

  • Мендельсон-Бартольди, Феликс — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Мендельсон Бартольди, Феликс — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Феликс Мендельсон-Бартольди — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Феликс Мендельсон — Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия

  • Мендельсон-Бартольди — Феликс Мендельсон Felix Mendelssohn Полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди Дата рождения 3 февраля 1809 Место рождения Гамбург …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»