- Максим Грек
- Макси́м Грекв миру — Михаил Триволис (около 1475 — 1556), публицист, богослов, переводчик, филолог. В 1518 прибыл в Русское государство из Ватопедского монастыря на Афоне. Сблизился с церковной оппозицией, возглавил кружок, участники которого (Берсень Беклемишев, Вассиан Косой и др.) выступали против монастырского землевладения, церковного «стяжания». Политический идеал — гармония светской и духовной властей; отстаивал свободу воли («самовластный дар»). Осуждён на соборах 1525 и 1531. Нравственно-обличительные («Стязание о известном иноческом жительстве», «Беседы ума с душой»), поучительные («Главы поучительны начальствующим правоверно») и полемические (в том числе против католиков, лютеран, магометан, иудеев, эллинов-язычников, астрологов) статьи; философские и богословские рассуждения; переводы (в том числе Священного Писания и отцов Церкви); статьи по грамматике, лексикографии и ономастике; послания. Канонизирован Русской православной церковью.* * *МАКСИМ ГрекМАКСИ́М Грек (в миру Михаил Триволис) (около 1475, Арта, Греция — 1555, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, богослов, филолог, публицист; по происхождению грек. В молодости долгое время учился в Италии, где сблизился со многими гуманистами. Под влиянием проповедей Дж. Савонаролы (см. САВОНАРОЛА Джироламо) пережил нравственный переворот, вернулся в Грецию около 1507 года и постригся в монахи. Около 10 лет Максим жил в Ватопедском монастыре на Афоне, откуда по приглашению великого князя Василия III Ивановича в 1518 году прибыл в Русское государство для перевода церковных книг.
В Москве Максим Грек принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами. Вокруг ученого грека образовался кружок, в котором обсуждались не только церковно-теоретические вопросы, но и проблемы, связанные с внутренней и внешней политикой великого князя. В состав этого кружка входили Берсень Беклемишев, Вассиан Косой. Как и нестяжатели, Максим Грек выступил против монастырского землевладения и обогащения церкви. Будучи аскетом по убеждениям, он резко критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы «кормлений». Сближение с оппозиционными церковными кругами привело к осуждению Максима Грека на соборе 1525 года и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь. После вторичного осуждения на соборе 1531 года Максим Грек был сослан в Тверской Отрочь монастырь. В 1551 году он был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Максим Грек оставил обширное литературное наследство, списое его произведений включает более 150 названий. Это проповеди, публицистические статьи («Стязание о известном иноческом жительстве», «Главы поучительны начальствующим правоверно»), философские и богословские рассуждения, переводы. Перенося на русскую почву достижения византийской филологии, главным образом в области филологического толкования и критики текста, Максим Грек прославлял грамматическое искусство и написал ряд работ, содержащих сведения по фонетике, — «О греческих гласных и согласных, о слогах, о надстрочных знаках греческих и славянских», просодии — «О просодии», «О пришельцах-философах», грамматике, лексикографии. «Толкования именам по алфавиту» послужили главным источником для позднейших русских азбуковников. Максим Грек был признан выдающимся знатоком грамматики: в московском издании грамматики М. Смотрицкого (1648) помещены статьи, частью почерпнутые из сочинений Максима Грека, частью ошибочно ему приписанные. В 1988 году Максим Грек был канонизирован Русской православной церковью.
Энциклопедический словарь. 2009.