Мазаччо

Мазаччо
Маза́ччо
(Masaccio), настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tomasso di Giovanni di Simone Cassai) (1401—1428), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы, один из основоположников искусства Возрождения. Воплощал в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Произведения отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трёхмерность фигур, монументализация и обобщение форм (фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1425—1428).
* * *
МАЗАЧЧО
МАЗА́ЧЧО (Masaccio) (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, Tomasso di Giovanni di Simone Cassai) (21 декабря 1401, Сан-Джованни-Вальдарно — конец июня 1428, Рим), итальянский художник, один из крупнейших новаторов искусства кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО).
Алтарная живопись
Родился в семье нотариуса в маленьком тосканском городке. Согласно Дж. Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо) прозвищем «Мазаччо», означающим «большой» (или «неуклюжий») Томмазо был обязан своему рассеянному, отвлеченному от мирской суеты, но добродушному характеру. Мазаччо стал художников, нарушив семейную традицию, о чем свидетельствует флорентийский документ 1418. С 1422 был членом гильдии живописцев во Флоренции, что указывает на его весьма раннюю живописную зрелость. Сейчас уже не считают, как прежде, что он был учеником итальянского живописца Мазолино (1383—1440), но, во всяком случае, Мазаччо тесно сотрудничал с этим художником позднеготического толка, в особенности в 1424—1428 (до сих пор некоторые из их работ с трудом различаются по авторству).
Среди его алтарных образов — небольшой триптих «Богоматерь с младенцем, двумя ангелами и святыми» (1422), «Богоматерь с младенцем и Св. Анной» (ок.1423—1424), полиптих для церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе, сохранившийся в разрозненном состоянии (1426; наиболее известна входившая в него «Богоматерь с младенцем»). Эти произведения демонстрируют, как, вдохновляясь искусством Джотто (см. ДЖОТТО) и его последователей, молодой художник последовательно обновлял их стилистику под впечатлением новаций Донателло (см. ДОНАТЕЛЛО) (влияние которого он испытал). Святые образы, сохраняя свое величие, приобретают у него все более земной характер, выделяясь своей трехмерной, иллюзорно-пластической «осязаемостью».
Великие фрески
Эти черты достигают своего апогея в цикле самых известных его произведений — фресках капеллы Бранкаччи во флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Кармине (ок.1427; часть фресок написал Мазолино). Композиции, бесспорно принадлежащие Мазаччо («Изгнание из Рая», «Свв. Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью» и др.) выделяются своей мощной и энергичной телесностью. Не слишком распыляя внимание зрителя на пейзажные и архитектурные аксессуары (хотя, как показала расчистка 1986—1988, он все же уделял им гораздо большее, чем предполагалось прежде, внимание), мастер умеет драматически выделить самую суть сцены, с беспрецедентной силой и выразительностью выражая эту суть позами и жестами.
Наиболее красноречива и в то же время драматически-лаконична «Чудо со статиром». Мазаччо объединяет здесь, согласно давнему, еще средневековому обычаю, несколько эпизодов евангельского события (беседа Христа с учениками об уплате подати, чудесное обретение необходимой монеты, т.е. статира, в пойманной Петром рыбе и уплата этой монеты), но с поразительной экспрессией унифицирует пространство, делая его геометрически точным центром голову Спасителя и кругообразно располагая вокруг него апостолов. При этом Христос и апостолы выглядят, с одной стороны, как сильные и волевые личности, наглядно творящие священное предначертание, а с другой стороны (благодаря подчеркнутой натурности обстановки), как простые горожане, эмоционально сопряженные со зрителем.
Лучшие качества искусства Мазаччо — четкая монументальность и возвышенная простота образов вкупе с новаторски-тщательной разработкой законов прямой перспективы — ярко проявляются также и в написанной примерно в тот же период (т.е. около 1427) фреске «Троица». Фигура Бога-Отца, возвышающегося над Распятием, само Распятие и голубь Св. Духа составляют здесь верхний регистр композиции, в среднем изображены двое заказчиков из семейства Ленци, а в нижнем — открытая погребальная ниша со скелетом и надписью «Я был тем же, что ты сейчас, и ты станешь тем же, чем я». Идея бренности всего земного и воскрешения через веру в Троицу мощно усилена иллюзорно уходящим вглубь сводчатым архитектурным антуражем с единой перспективной точкой схода (схема, впервые осуществленная столь четко и свидетельствующая о хорошем знакомстве с теорией и практикой зодчего Ф. Брунеллески (см. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо)).
Умерший совсем молодым, Мазаччо тем не менее оказал огромное влияние на развитие искусства Возрождения, будучи в этом смысле настоящим «вторым Джотто».

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Мазаччо" в других словарях:

  • Мазаччо — Мазаччо …   Википедия

  • Мазаччо —         (Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)) (1401 1428), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Крупнейший представитель флорентийской школы. Продолжив искания Джотто, придавал изображениям невиданную… …   Художественная энциклопедия

  • Мазаччо — Мазаччо. Чудо со статиром . 1425 28. Фреска в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. МАЗАЧЧО (Masaccio) (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401 28), итальянский живописец флорентийской школы. Один из… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мазаччо — (Masaccio), собственно Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, знаменитый итальянский живописец, род. в 1401 г., ум. в Риме, в конце1428 г. Вазари мимоходом упоминает, что его учителем был Мазолипо даПаникале, но это сомнительно; он был принят во… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Мазаччо — (Masaccio), наст. имя Томазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи 1401, Кастелло Сан Джованни Вальдарно 1428, Рим. Итальянский художник. Мастер флорентийской школы. В 1422 вступил в цех флорентийских художников. Работал во Флоренции. Ряд работ выполнил …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • МАЗАЧЧО — (Masaccio) (1401 1428), итальянский живописец флорентийской школы. Вместе с архитектором Брунеллески и скульпторами Донателло и Гиберти считается одним из основоположников Ренессанса. Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому …   Энциклопедия Кольера

  • Мазаччо —         [Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (21.12.1401, Сан Джованни Вальдарно, Тоскана, осень 1428, Рим), итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флорентийской живописи Кватроченто, М. в своём… …   Большая советская энциклопедия

  • Мазаччо, Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи — Мазаччо Дата рождения: 21 декабря 1401 г. Место рождения: Сан Джованни Вальдарно Дата смерти: осень 1428 г. Место смерти: Рим Национальность: итальянец Гражданство …   Википедия

  • Мазаччо Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи — Мазаччо Дата рождения: 21 декабря 1401 г. Место рождения: Сан Джованни Вальдарно Дата смерти: осень 1428 г. Место смерти: Рим Национальность: итальянец Гражданство …   Википедия

  • МАЗАЧЧО (Masaccio) — (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Tomasso di Giovanni di Simone Cassai) (1401 28), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы, один из основоположников реалистического искусства Возрождения. Воплощал в религиозных… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»