Лоррен Клод

Лоррен Клод
Лорре́н Клод
(Lorrain), настоящая фамилия Желле (Gellée) (1600—1682), французский живописец и график. Представитель классицизма. В торжественные по композиции «идеальные» пейзажи вносил лиризм, мечтательно-элегическое настроение, тонкие эффекты освещения (серия «Времена суток»). Мастер рисунка и офорта.
* * *
ЛОРРЕН Клод
ЛОРРЕ́Н (Lorrain) (наст. фам. Желле, Gellee) Клод (1600—82), французский живописец и график. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) . В торжественные по композиции «идеальные» пейзажи вносил лиризм, мечтательно-элегическое настроение, тонкие эффекты освещения (серия «Времена суток»). Мастер рисунка и офорта.
* * *
ЛОРРЕ́Н (Lorrain) Клод (наст. имя Клод Желле — Claude Gellee) (1600, Шамань, близ Нанси — 23 ноября 1682, Рим), французский пейзажист, один из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 в.
Биография
Родился в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище — Лотарингец (по-французски — Лоррен). Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. Около 1613 приезжает в Италию, становится слугою сначала художника Кавалера Арпино, затем — Агостино Тасси. Вместе с Тасси и немецким пейзажистом Готфридом Вальсом в 1618—20 работает в Неаполе, затем — в Риме. В 1625 Лоррен через Венецию и Баварию возвращается в Лотарингию, где работает помощником Клода Дерюэ, выполняя фрески в Нанси. В 1627, уже навсегда, переезжает в Рим — Италия становится его новой родиной. К 1629 относится первая датированная картина «Пейзаж со стадом и крестьянином» (Музей искусств, Филадельфия). В 1629—35 пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. В конце 1630-х гг. — один из ведущих пейзажных мастеров в Риме. В 1633 принят в Академию св. Луки, в 1643 — в «Конгрегационе деи виртуози». Входит также в «Клуб перелетных птиц» (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник». Его ближайшие друзья — Никола Пуссен (см. ПУССЕН Никола) и Питер ван Лар (см. ЛАР Питер ван), с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города. В доме Лоррена подолгу жили многие художники, прибывавшие в Рим, среди них его первый биограф Иоахим фон Зандрарт (см. ЗАНДРАРТ Иоахим) и голландский пейзажист Германн ван Сваневельт.
Творческий метод
Вдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи (см. КАРРАЧЧИ) и представители болонской школы (см. БОЛОНСКАЯ ШКОЛА) — нидерландец Пауль Брилль (учитель А. Тасси), немец Адам Эльсхеймер (см. ЭЛЬСХЕЙМЕР Адам). Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. По свидетельству Зандрарта (см. ЗАНДРАРТ Иоахим), «чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, [Лоррен] старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него».
Композиция и сюжеты
В отличие от Пуссена Лоррена не увлекали героические сцены истории Рима, его сфера — созерцательное состояние человека в природе. При почти неизменной композиции пейзажи Лоррена, подобно вариациям одной музыкальной темы, неповторимы, внимание его сосредоточено на тончайших градациях меняющегося в течение суток солнечного освещения. Обычные композиционные приемы художника, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, — замыкающие вид с боков «кулисы» деревьев или зданий, раскрывающие безграничность мира, изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от теплых цветов переднего плана к холодным дальнего. У горизонта, всегда чуть в сторону от центра, художник помещает солнце, оно — главный герой его искусства. В солнечных лучах, исходящих из глубины, теряет очертания земной мир, тают силуэты зданий, деревьев, и наоборот, вместе со светом они обретают реальность, становятся осязаемыми, материальными — картина превращается в анфиладу светового пространства. В силу достоверности освещения картины Лоррена из Эрмитажа получили название «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь» (1651—72), составив как бы единый цикл.
Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы («Пейзаж с похищением Европы», 1655, Музей изобразительных искусств, Москва; «Пейзаж с Иезекиилем»; «Психея у дворца Амура»). Для образованного зрителя 17 столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. «Герои» сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, в основном их писали другие художники, например, Лаури или Милль).
Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в «Книгу истины» — «Liber Veritatis» (195 гравюр; в настоящее время — в Британском музее), подарив это уникальное собрание своей приемной дочери Агнес.
Влияние
Живопись Лоррена оказала воздействие на развитие всего европейского пейзажа: рядом с ним сформировалась группа голландских пейзажистов итальянизирующего направления (Германн ван Сваневельт (см. СВАНЕВЕЛЬТ Герман ван), Ян Бот, и др.), в 18—19 вв. его влияние испытали Гейнсборо (см. ГЕЙНСБОРО Томас), Тернер (см. ТЕРНЕР Уильям), Сильвестр Щедрин (см. ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич) и др. Для Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) Лоррен был высшим идеалом в искусстве. Ф. М. Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) увидел в его картине «Пейзаж с Акисом и Галатеей» образ «золотого века» человечества.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Лоррен Клод" в других словарях:

  • Лоррен Клод — Клод Лоррен Клод Лоррен Работы на Викискладе …   Википедия

  • Лоррен, Клод — Клод Лоррен Claude Lorrain …   Википедия

  • Лоррен Клод —         (Lorrain; собственно Желле, Gellйe) (1600 1682), французский живописец, рисовальщик и гравёр. Учился у А. Тасси в Риме (с 1613). Жил в Риме с 1627. Испытал влияние П. Бриля, А. Эльсхаймера, Ан. Карраччи. Создал вариант величественного… …   Художественная энциклопедия

  • Лоррен, Клод — Клод Лоррен. Полдень . 1651. Эрмитаж. ЛОРРЕН (Lorrain) (настоящая фамилия Желле) Клод (1600 82), французский живописец и график. Представитель классицизма. В торжественные по композиции “идеальные пейзажи” вносил лиризм, мечтательно элегическое… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Лоррен Клод — Лоррен (Lorrain; собственно Желле, Gellée) Клод (1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия, ‒ 23.11.1682, Рим), французский живописец. Учился у А. Тасси в Риме [с 1613(?)], где обосновался окончательно в 1627; испытал влияние П. Бриля, А.… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛОРРЕН Клод — (Lorrain, Claude), настоящая фамилия Желле (Gelle) (1600 1682), французский живописец, рисовальщик и гравер, один из создателей классического пейзажа. Родился в 1600 в Шамони (Лотарингия, отсюда прозвище Le Lorrain лотарингец). Большую часть… …   Энциклопедия Кольера

  • Лоррен Клод — см. Желле …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лоррен Клод — (наст. фам. Желле; 1600–1682) – франц. живописец, график. Предст. классицизма. В торжественные по комп. «идеальные» пейзажи вносил лиризм, мечтательно элегич. настроение, тонкие эффекты освещения (серия «Времена суток»). Мастер рисунка и офорта …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Клод Желе — Клод Лоррен Клод Лоррен Работы на Викискладе …   Википедия

  • Клод Желле — Клод Лоррен Клод Лоррен Работы на Викискладе …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»