Куросава Акира

Куросава Акира
Куроса́ва Акира
(1910—1998), японский кинорежиссёр, сценарист. Фильмы: «Расёмон» (1950), «Идиот» (1951), «Семь самураев» (1954), «Дерсу Узала» (1976, совместный советско-японский фильм), «Тень воина» (1980), «Ран» («Смута», 1985), «Августовская рапсодия» (1991). По сценариям Куросавы снято свыше 20 фильмов. Его фильмы отличают яркая исключительность человеческих характеров, острый драматургический конфликт. Главная тема творчества — нравственное, духовное совершенствование личности, необходимость творить добро.
* * *
КУРОСАВА Акира
КУРОСА́ВА Акира (1910—98), японский кинорежиссер, сценарист. Фильмы: «Расемон» (1950), «Идиот» (1951), «Семь самураев» (1954), «Дерсу Узала» (1976, совместный советско-японский фильм), «Тень воина» 1980), «Ран» («Смута», 1985), «Августовская Рапсодия» (1991). По сценариям Куросавы снято св. 20 фильмов. Фильмы его отличают яркая исключительность человеческих характеров, острый драматургический конфликт. Главная тема творчества — нравствственное, духовное совершенствование личности, необходимость творить добро.
* * *
КУРОСА́ВА (Kurosawa) Акира ( 23 марта 1910, Токио — 6 сентября 1998, там же), японский режиссер, сценарист.
Еще в начальной школе Куросава увлекся боевым искусством кендо и рисованием. Некоторое время он даже подумывал о том, чтобы стать художником, учился в Академии изящных искусств. Карьера Куросавы в кино началась почти случайно. В 1936 он ответил на объявление в газете и был принят на будущую студию «Тохо» ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото. В обязанности Куросавы на первых порах по традиции входило написание сценариев.
Свой первый самостоятельный фильм как режиссер он поставил в 1943. В фильме «Сугата Сансиро», повествующем о воспитании юного дзюдоиста, была намечена столь важная для Куросавы тема учебы в широком смысле, движения человека к духовному прозрению. В дальнейшем режиссер неоднократно обращался к данной проблематике, раскрывая все новые и новые ее аспекты: сложные взаимоотношения учителя и ученика в фильмах «Семь самураев» (1954) и «Красная борода» (1965), борьба одиночки против враждебного окружения под руководством мудрого наставника в картине «Бездомный пес» (1949), самостоятельные поиски человеком истины, просветления в таких лентах, как «Самые красивые» (1944), «Не жалею о своей юности» (1946), «Жить» (1952), «Записки живого» (1955).
В 1945 в условиях послевоенной оккупации Куросава ставит фильм «Мужчины, идущие по следу тигра», привнося комические моменты в классическую пьесу театра кабуки. В ставшем классикой мирового кинематографа фильме «Расемон» (1950) (по произведениям Рюноске Акутагавы (см. АКУТАГАВА Рюноскэ) ) четыре очевидца дают противоречивое изложение произошедшего в лесу убийства. Отказ режиссера от признания какого-то одного свидетельства истинным поднимает вопрос об относительности и субъективности правды. В последней сцене, когда дровосек подбирает брошенного ребенка (чего, кстати, нет у Акутагавы), сквозь экзистенциалистские мотивы прорываются столь характерные для Куросавы гуманизм и вера в человека.
Режиссер неоднократно обращался к произведениям зарубежных писателей — два фильма по В. Шекспиру, считающиеся одними из лучших экранизаций этого великого драматурга в мире («Трон в крови», 1957, «Ран», 1985), экранизации М. Горького («На дне», 1957), Ф. М. Достоевского («Идиот», 1951), В. К. Арсеньева («Дерсу Узала», 1976), Э. Мак-Бейна («Рай и ад», 1963). Важно, что действие всех этих сюжетов неизменно переносится в Японию.
Диалектика восточного и западного явственнее всего проявляется в его шекспировских экранизациях, где в зрительном ряде присутствует техника театра. Общая же структура повествования сохраняет острую западную логику конфликтов. Его стилистика представляет собой своеобразный сплав великих изобразительных традиций немого кино, динамичного советского монтажа и приемов, характерных для «Золотого века» Голливуда.
Традиционные японские жанры в кинематографе Куросавы тоже претерпевают изменения, переосмысливаются. Так, в самурайских фильмах кенгеки на смену стандартному противопоставлению любви и долга пришла реалистическая борьба за добывание пищи, за выживание, за власть. Вместо аккуратно одетых миловидных юношей, которые пару раз изящно взмахнув мечом, разят дюжину врагов, появился грязный, почесывающийся, вечно подвыпивший воин-ронин. Картина «Семь самураев» (1954) полностью опрокидывает каноны жанра: события здесь происходят в более раннюю эпоху, чем принято в фильмах кенгеки, нищие воины далеко не картинны, в бою тактика преобладает над самурайским кодексом чести. Здесь затрагивается целый спектр социально-философских тем — преклонение перед наставником, любовь, презрение к классовым различиям, хитрость и изворотливость крестьянина как следствие постоянных издевательств со стороны самураев.
Куросава отрицает, что когда-либо снимал открыто социальные фильмы, но и вопросы социальных отношений часто волнуют его персонажей («Жить», «Записки живого», «Не жалею о своей юности»).
К использованию цвета Куросава подходит творчески, как живописец. Свой первый цветной фильм «Додескаден» («Под стук трамвайных колес») он поставил в 1970 и даже сам нарисовал часть импрессионистских декораций. Каждая из восьми новелл фильма «Сны» (1990), в которых режиссер рассуждает о судьбах человечества, отличается собственным тональным решением, перед зрителем проходит как бы серия полотен — от реалистических, романтических до явно импрессионистских.
Куросаву по праву можно назвать полномочным представителем японского кинематографа за рубежом. После его «Расемона» мировая общественность узнала, что в Японии существует своя серьезная достойная внимания кинематография. В 1989 Акира Куросава был удостоен специальной премии «Оскар» (см. ОСКАР (в кино)) за вклад в киноискусство.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Куросава Акира" в других словарях:

  • Куросава, Акира — Акира Куросава 黒澤明 …   Википедия

  • КУРОСАВА Акира — (23. 03. 1910 06. 09. 1998), японский режиссер. Учился в Академии изящных искусств. С 1936 в кино, ассистент режиссера Кадзиро Ямамото, писал сценарии. Режиссерский дебют «Сугата Сансиро» (1943) о событиях, связанных с развитием дзюдо в конце 19… …   Энциклопедия кино

  • КУРОСАВА Акира — (р. 1910) японский кинорежиссер, сценарист. Фильмы: Расемон (1950), Идиот (1951), Семь самураев (1954), Дерсу Узала (1976, совместный советско японский фильм), Тень воина 1980), Ран ( Смута , 1985), Августовская Рапсодия (1991). По сценариям… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Куросава Акира — (родился 23.3.1910, Токио), японский кинорежиссёр. В 1928≈35 учился в Академии искусств (Токио). С 1936 работал как сценарист, ассистент режиссёра. В 1943 начал режиссёрскую деятельность. Мировую известность получил фильм К. «Расёмон» (1950, по… …   Большая советская энциклопедия

  • КУРОСАВА Акира — (р. 23.3.1910), японский режиссёр. Учился в Академии изящных искусств. В 1929 участвовал в работе Ассоциации пролет, искусства Японии, Увлекался русской литературой: Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, особенно Ф. М. Достоевским. В 1936 начал… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Куросава, Акира — А. Куросава. Кадр из фильма Расемон . КУРОСАВА Акира (родился в 1910), японский кинорежиссер, сценарист. Мировую известность получили фильмы Куросавы: Расемон (1950), Идиот (1951), Семь самураев (1954), Замок паутины ( Трон в крови ), На дне (оба …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Куросава Акира — Акира Куросава 黒澤明 Акира Куросава на съёмках фильма «Тень воина» в 1980 году Дата рождения: 23 марта 1910(19100323) …   Википедия

  • КУРОСАВА Акира — (1910 1998), японский кинорежиссер, чей фильм Расемон, удостоенный гран при Венецианского фестиваля 1951, открыл западному зрителю послевоенное японское кино. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного… …   Энциклопедия Кольера

  • Куросава Акира — (1910–1998) кинорежиссер. Первоначально художник, участвовал в работе Ассоциации пролетарского искусства Японии. В кино с 1936 г. Дебютировал фильмом Сугата Сансиро (1943). После войны вместе с К. Ямамото и X. Сэкигава поставил фильм Люди,… …   Вся Япония

  • Куросава, Акира — (Kurosawa, Akira, 1910 1998) японский кинорежиссер, известный на Западе киноверсиями Макбета ( Трон в крови ; The Throne of Blood, 1957) и Короля Лира ( Смута ; Ran, 1985). Он также снял свою версию Гамлета ( Плохие спят спокойно ; The Bad Sleep… …   Шекспировская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»