концептуальное искусство

концептуальное искусство
концептуа́льное иску́сство
течение в авангардистском искусстве 1960—90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (так называемых концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, графиков, диаграмм, схем и т. п.
* * *
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
КОНЦЕПТУА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО, концептуализм, разновидность постмодернизма (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ), сложившаяся к концу 1960-х гг. и поставившая своей целью переход от вещественных произведений к созданию более или менее свободных от материального воплощения художественных идей (или т. н. концептов).
Творчество осмысляется здесь как близкий по духу хэппенингу (см. ХЭППЕНИНГ) и перформансу (см. ПЕРФОРМАНС), но, в отличие от них, зафиксированный в стабильной экспозиции процесс вовлечения зрителя в игру подобных концептов. Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и др. визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника.
Истоки и программы
Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ) провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен (см. ПУССЕН Никола) называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е гг., в русле дадаизма (см. ДАДАИЗМ), прежде всего, в творчестве М. Дюшана (см. ДЮШАН Марсель). Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве.
Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е, на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж. Косут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями. В 1969 Косут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус (см. ФЛЮКСУС)», английскую группу «Искусство и язык», итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения.
В концептуальном искусстве 1970-х весьма резко проступили социально-протестные тенденции, обновившие методы фотоплаката и фотомонтажа, но затем в нем, как правило, доминировала либо отрешенная философская созерцательность либо язвительная самоирония (типичная для стилистики т.н. «нео-гео» 1980—1990-х гг.). В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж. Хольцер в США, Д. Бюрен во Франции, М. Мерц в Италии. К концу 20 в. приемы концептуального искусства — с его парадоксальной зрительной информатикой — были подхвачены коммерческой рекламой и прочно вошли в масс-медиальную культуру.
Концептуализм в России
Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х гг., а в 1920-е — в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920—1923 молодые студенты Вхутемаса – С. Б. Никритин и С. А. Лучишкин, выдвинувшие метод т. н. «проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается.
В 1970-е, в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И. Кабакова (см. КАБАКОВ Илья Иосифович), создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А. и В. М. Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В. Монастырского), поэты Д. А. Пригов (см. ПРИГОВ Дмитрий Александрович) и Л. С. Рубинштейн (см. РУБИНШТЕЙН Лев Семенович), а чуть позднее, уже на рубеже перестройки – группы «Медицинская герменевтика» (С. А. Ануфриев, Ю. А. Лейдерман, П. В. Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б. Абалакова и А. И. Жигалов). После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изо-искусстве, но также в литературе и театре.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "концептуальное искусство" в других словарях:

  • КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, течение в авангардистском искусстве 1960 90 х гг., поставившее своей целью переход от традиционных художественных произведений к созданию художественных идей концептов , часто не имеющих устойчивой художественной формы и …   Современная энциклопедия

  • КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — течение в авангардистском искусстве 1960 90 х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству художественных идей (т. н. концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, безличных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Концептуальное искусство — С английского:,Conceptual Art. Автор выражения американский художественный критик Генри Флинт, опубликовавший в 1961 г. книгу под названием «Conceptual Art». Цитируется: шутливо иронически по поводу малопонятных художественных новаций.… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Концептуальное искусство —         концептуализм (англ. conceptual art), разновидность искусства модернизма, сложившаяся в конце 1960 х гг. и поставившая своей целью переход от создания художественных произведений к созданию более или менее свободных от материального… …   Художественная энциклопедия

  • Концептуальное искусство — КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, течение в авангардистском искусстве 1960 90 х гг., поставившее своей целью переход от традиционных художественных произведений к созданию художественных идей концептов , часто не имеющих устойчивой художественной формы и …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Концептуальное искусство — Это статья об искусстве XX века. См. также Концептуализм в философии Концептуальное искусство, концептуализм (от лат. conceptus  мысль, представление)  литературно художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60… …   Википедия

  • КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — (от англ. concept понятие, идея, общее представление), известно также под названием антиискусство, информационное иск во одно из направлений авангардизма, рассматривающее худож. произв. как способ демонстрации понятий, употребляемых в научных… …   Эстетика: Словарь

  • Искусство и язык — (Art Language)  группа концептуальных художников, которая претерпела множество изменений с момента своего создания в конце 1960 х. Их ранние работы, как и журнал Искусство язык (Art Language), впервые опубликованный в 1969, оказали большое… …   Википедия

  • Искусство — Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г …   Википедия

  • Западное искусство — Статуя Давида, Микеланджело Западное искусство, западноевропейское искусство искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка). Содержание …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»