- Клее Пауль
- Кле́е Пауль(Klee) (1879—1940), швейцарский живописец, график. Один из лидеров экспрессионизма. Член «Синего всадника». Тяготел к абстрактному искусству, нередко использовал сюрреалистические формы и образы. Мастерски соединял в композициях живописные и графические элементы, связанные общими колористическими созвучиями («Флорентийские виллы», 1926).* * *КЛЕЕ ПаульКЛЕ́Е (Klee) Пауль (1879—1940), швейцарский живописец, график. Один из лидеров экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) . Член «Синего всадника» (см. СИНИЙ ВСАДНИК). Тяготел к абстрактному искусству (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО) , к музыкальности колористичных созвучий.
* * *
КЛЕ́Е (Klee) Пауль (18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, близ Берна — 29 июня 1940, Локарно), швейцарский живописец, график и теоретик искусства.
Становление мастера
Учился в Мюнхене у Книрра и в Академии художеств у Франца Штука (1898—1901). Совершив в 1901—1902 гг. поездку в Италию, вернулся в Берн, где занимался главным образом графикой (серия гравюр на цинке «Инвенции», 1903—1904). После кратковременного пребывания в Париже (1905) и Берлине (1906) обосновался в Мюнхене, где в 1911, сблизившись с В. В. Кандинским (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич), примкнул к основанному им объединению «Синий всадник». При втором посещении Парижа (1912) состоялось его знакомство с Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер), с живописью Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) и Брака (см. БРАК Жорж).
Важным событием в творческой биографии Клее стала его поездка в Тунис в апреле 1914, где пробудился колористический дар художника («По мотиву Хаммамета», 1914, Базель, Художественный музей; «Кайруан (Отъезд)», 1914, Ульм, городской музей). Отныне, не расставаясь с графикой, он активно занялся живописью. После прохождения военной службы (1916—1918) вернулся в Мюнхен, где в 1920 в галерее Гольца состоялась его большая персональная выставка.
Годы работы в Баухаузе
В 1921 Клее, по приглашению В. Гропиуса (см. ГРОПИУС Вальтер), приступил к работе в Баухаузе (см. БАУХАУЗ), где вел занятия в мастерских книжного переплета, витража, текстиля, и в качестве мастера формы читал курс композиции. Разработанная им теория формообразования основывалась на представлении о единых закономерностях, управляющих процессами морфогенеза в природе и в художественном творчестве. Содержание теории и вытекающие из нее приемы построения динамически развивающейся формы представлены художником в двух изданных Баухаузом книгах: «Пути изучения природы» (1923) и «Книга педагогических эскизов» (1925). Дружба с В. В. Кандинским обрела в эти годы характер тесного и плодотворного общения. В 1924 Клее вступил в основанное Кандинским объединение «Синяя четверка».
Период работы в Баухаузе — в Веймаре, затем в Дессау (по 1930) — стал периодом наивысших творческих достижений Клее. Определяется его индивидуальный метод, рационально обоснованный в процессе преподавания. В каждой композиции выдерживается тот или иной принцип системной организации — формальная структура, или, по выражению Клее, «анатомия» картины. Зрительные отношения между абстрактными элементами непрерывно меняются, порождая ряды неустойчивых, миражирующих образов. «Параллельные фигурации» сопровождаются поэтическими названиями, стимулирующими воображение зрителя («Комедия», 1921, Лондон, Галерея Тейт; «Керамическое (Эротическое) Религиозное», 1921, Берн, Художественный музей; «Магический театр», 1923, Берн, Художественный музей; «Шут в трансе», 1929, Кельн, Музей Людвига).
Обладая значительными познаниями в истории литературы, музыки, философии, мифологии, Клее расширял свой горизонт, путешествуя главным образом по Европе. В 1926 он посетил Италию, в 1927 — Корсику, в 1928 — Бретань и Египет, в 1929 — провинцию басков в Испании, в 1931 — Сицилию и Северную Италию. Его картины и акварели наполняются культурно-историческими аллюзиями, полученные в путешествиях непосредственные впечатления претворяются в обобщенные, многоплановые образы. «Открытая книга» (1930, Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма) вызывает ассоциации со старинной инкунабулой, с древними каменными плитами, хранящими таинственные письмена, а в картине «Ad Parnassum» (1932, Берн, Художественный музей), выполненной в точечной дивизионистской (см. ДИВИЗИОНИЗМ) манере, античные реминисценции сливаются с воспоминаниями о мозаиках Равенны и Венеции. Будучи почти профессиональным музыкантом, Клее искал в своих абстракциях зрительные эквиваленты тональных и ритмических отношений в музыке («Главный и окольные пути», 1929, Кельн, Музей Людвига; «Старинное звучание. Абстракция на черном фоне», 1925, Базель, Художественный музей).
Последнее десятилетие
В 1931 Клее, покинув Баухауз, стал профессором Дюссельдорфской Академии художеств. В 1933, спасаясь от нацистского режима, вернулся на родину, в Берн. Тяжелое заболевание, настигшее художника в 1930-е гг., привело к значительному ограничению мускульной подвижности. Несмотря на скованность движений, Клее продолжал писать. Картины этого времени, написанные широкими движениями кисти, отличаются лаконичностью укрупненных форм («Голос из эфира», 1939, Лондон, Музей Виктории и Альберта; «Любовная песнь в новолуние», 1939; «Наскальная флора», 1940, обе — Берн, Художественный музей). В работах, выполненных незадолго до смерти, проникнутых трагическим предчувствием конца, форма редуцируется до нескольких черных росчерков, разрывающих, подобно трещинам, картинную поверхность («Играющий на литаврах», «Раненый», «Смерть и огонь», все — 1940, Берн, Художественный музей).
Искусство Клее, с присущими ему чертами сосредоточенной медитативности, меланхоличного юмора, изысканных цветовых гармоний, получило общемировое признание как одно из высших достижений художественной культуры 20 в.
Энциклопедический словарь. 2009.