- Кейдж Джон
- Кейдж Джон(Cage) (1912—1992), американский композитор, пианист. Ученик А. Шёнберга, Г. Кауэлла. Крупнейший представитель музыкального авангардизма в США, создавал электронную музыку, конкретную музыку («Птичья клетка для 12 магнитофонных лент», 1972), произведения для так называемого препарированного (подготовленного) фортепиано (Концерт для фортепиано с оркестром, 1951); использовал алеаторику. В сочинениях — влияние дзэн-буддизма, древнекитайских учений (4 тетради фортепианных пьес «Музыка перемен», 1951, по «Ицзин»). Труды по современной музыке, музыкальной эстетике.* * *КЕЙДЖ ДжонКЕ́ЙДЖ Джон (Cage John), (5 сентября 1912, Лос-Анджелес, Калифорния — 12 августа 1992, Нью-Йорк), американский музыкант и композитор, работавший в направлениях экспериментальной музыки, концептуализма (см. КОНЦЕПТУАЛИЗМ) и минимализма (см. МИНИМАЛИЗМ).
Родившийся в семье ученого-изобретателя, занимавшегося теорией электростатического поля (см. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ), Джон Кейдж оставил Помонский колледж и отправился в Европу, где провел 1930 и 1931 гг. После этого учился вместе с Генри Кауэллом в Нью-Йорке и Арнольдом Шенбергом в Лос-Анжелесе (1933—34). К этому периоду относятся первые музыкальные опыты композитора в его собственной атональной (см. АТОНАЛЬНОСТЬ) манере. В 1937 Кэйдж переезжает в Сиэтл, чтобы работать танцевальным аккомпаниатором, а в 1938 организовывает шумовой оркестр и изобретает «готовое фортепьяно». В 1951 он собирает сообщество музыкантов и звукоинженеров для создания первой магнитофонной записи своей музыки, а в 1952 в Блэк Маунтин Колледж организовывает первый музыкальный перформанс. С этой же поры музыканта называют революционером в музыке: весь свой творческий путь он посвящает поиску и выработке нового концептуального музыкального языка.
В 1949 Кейдж получил награду — премию Гугенхайма от национальной Академии искусств и литературы за расширение границ музыки, работу с перкуссионным (см. ПЕРКУССИЯ) оркестром и изобретение «prepared piano». Был принят в Американскую Академию искусств и театра в 1978, и в Американскую Академию искусства и литературы в 1988. В 1982 Франция наградила Кейджа орденом Почетного легиона, присвоив ему звание командора искусства и литературы. Он также лауреат Киотской премии фонда Инамори 1989 года.
Самым знаменитым и широко известным произведением Джона Кейджа является 4"33”, написанное в 1952. Оно не содержит ни одной ноты: исполняющий его музыкант просто садится перед роялем и неподвижно сидит в течение четырех с половиной минут, а содержанием пьесы становятся различные случайные звуки — скрип стульев в зрительном зале, покашливания и т.д.
В настоящий момент в городе Хальберштадт (Восточная Германия) исполняется органная композиция авторства Кейджа Organ2/ASLSP As Slow as Possible. В оригинале пьеса звучит в течение 20 минут, но исполнители собираются замедлить ее звучание настолько, что она будет исполняться в течение 639 лет. Именно столько лет назад в Хальберштадте была создана первая серия знаменитых органов.
Творчество Джона Кейджа оказало значительное влияние на развитие рок-музыки (см. РОК-МУЗЫКА), особенно ее экспериментальных и авангардных ответвлений.
Энциклопедический словарь. 2009.