Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич
Канди́нский Василий Васильевич
(1866—1944), российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в организации общества «Синий всадник» и Инхука. В 1907—1914 и с 1921 жил за границей.
* * *
КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич
КАНДИ́НСКИЙ Василий Васильевич (1866—1944), русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО), автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в организации общества «Синий всадник» (см. СИНИЙ ВСАДНИК) и Института художественной культуры (Инхука). В 1900—1914 и с 1921 жил за границей.
* * *
КАНДИ́НСКИЙ Василий Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция], русский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Один из основоположников абстрактного искусства 20 в.
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876—1885). В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука (см. ШТУК Франц фон) в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902—1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.
Период раннего творчества
В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов («Синий всадник», 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах «Песня Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (см. МОДЕРН) (югендстиля (см. ЮГЕНДСТИЛЬ) ) с приемами пуантилизма (см. ПУАНТИЛИЗМ) и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) («Дамы в кринолинах», масло, 1909, Третьяковская галерея).
Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.
Возникновение абстрактных произведений
В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.
Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами — цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен.
Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве. Экспрессивно-беспредметные графические композиции украсили немецкую книгу стихов Кандинского «Звуки» (1913).
Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене группировку «Фаланга», в 1909 возглавил «Новое художественное общество — Мюнхен», в 1911 был инициатором возникновения объединения «Синий всадник» (см. СИНИЙ ВСАДНИК). В первом альманахе «Синего всадника» (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского «Желтый звук» на музыку Ф. А. Гартмана — готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).
В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского «Живопись как чистое искусство» на немецком языке и альбом его работ (1901—1913).
Русские годы
С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна («Смутное», Третьяковская галерея, «Сумеречное», Русский музей, обе 1917; «Белый овал», 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи («Москва. Зубовская площадь», «Зимний день. Смоленский бульвар», обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле («Амазонка», 1917; «Дамы в кринолинах», ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало [«Москва I (Красная площадь)», Третьяковская галерея; «Москва II», частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].
После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919—1921 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918—1921), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга «Ступени» (М., 1918).
В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.
Переезд в Германию
В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу «Баухауз» (см. БАУХАУЗ), где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях «Баухауза» были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств.
В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия «Малые миры», 1923). В 1924—1925 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским (см. ЯВЛЕНСКИЙ Алексей), П. Клее (см. КЛЕЕ Пауль) вошел в объединение «Синяя четверка».
В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд «Точка и линия на плоскости», переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе «Свободной выставки», 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство.
В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки «Синей четверки» прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.
Во Франции
После закрытия нацистами школы «Баухауз» (1932) переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 — во Францию; поселился в Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти (французское гражданство получил в 1939).
Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920—1930-е гг.; композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер («В черном квадрате», 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Тринадцать квадратов», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Творчество парижского периода, получившее наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи («Разные части», «Вокруг круга», обе 1940, «Разнообразные действия», 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия, и др.).
Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию «Дегенеративное искусство» (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Кандинский Василий Васильевич" в других словарях:

  • Кандинский Василий Васильевич — Василий Кандинский Дата рождения: 16 декабря 1866 Место рождения: Москва (Российская империя) Дата смерти …   Википедия

  • Кандинский, Василий Васильевич — Василий Кандинский Дата рождения: 4 (16) декабря 1866(1866 12 16) Место рождения: Москва ( …   Википедия

  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич — (1866 1944) российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ( Смутное , 1917). Участвовал в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кандинский Василий Васильевич —         (1866 1944), русский живописец. Один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897 98) и в АХ (1900) у Ф. фон Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал (в 1911, совместно с Ф. Марком)… …   Художественная энциклопедия

  • Кандинский Василий Васильевич — [4(16).12.1866, Москва, ‒ 13.12.1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа], русский живописец, один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897‒98) и в АХ (1900) у Ф. Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал… …   Большая советская энциклопедия

  • Кандинский, Василий Васильевич — В.В. Кандинский. Химерическая импровизация . 1913. Коллекция Иды Бьенерт. Мюнхен. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866 1944), российский живописец и график. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства. Автор экспрессивных,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич — (Kandinsky, Wassily) (1866 1944), русский художник, один из создателей абстрактного искусства, родился 4 декабря 1866 в Москве. В 1885 1893 Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета, но уже спустя два года выставка… …   Энциклопедия Кольера

  • Кандинский, Василий Васильевич — (04.12.1866, Москва 13.12. 1944, Нейи сюр Сен, близ Парижа, Франция)    русский художник и теоретик искусства. Родился в семье коммерсанта. Учился живописи в частной школе Антона Ашбе в Мюнхене (1897) и в мюнхенской Академии художеств (1900, у… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич — (4(16). 12.1866, Москва 13.12.1944. Нёйи сюр Сен, близ Парижа)    художник и мыслитель, теоретик живописи, один из основоположников абстрактного искусства, принадлежит культурам России, Германии и Франции. Окончил юридический ф т Московского ун… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • КАНДИНСКИЙ, Василий Васильевич — (1866 1944)    русский художник, мыслитель. Окончил юридический факультет Московского университета. Посещал Академию художеств в Петербурге в качестве вольнослушателя. В 30 летнем возрасте поехал в Мюнхен учиться живописи. Движимый интересом в… …   Эстетика. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»