- Иоанн Скот Эриугена
- Иоа́нн Скот Эриуге́на(Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) (около 810 — около 877), философ, по происхождению ирландец; с начала 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевёл на латинский язык «Ареопагитики»). В главном сочинении «О разделении природы», проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу «творящую и не сотворённую» (Бог), «сотворённую и творящую» (Божественные идеи), «сотворённую и не творящую» (единичные вещи), «не сотворённую и не творящую» (Бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугены были осуждены в XIII в. как еретические.* * *ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНАИОА́НН СКОТ ЭРИУГЕ́НА (Johannes Scotus Eriugena) (810, Ирландия — ок. 877), выдающийся философ Средневековья. Один из ярчайших представителей Каролингского возрождения. (см. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ)
Ирландец по происхождению, в 847 году он был призван ко двору Карла Лысого, где руководил придворной школой. Эриугена был одним из самых образованных людей своего времени, помимо преподавания он занимался переводами на латинский язык сочинений греческих отцов Церкви (Максима Исповедника (см. МАКСИМ Исповедник), Псевдо-Дионисия Ареопагита и др.) Именно во время этой работы он познакомился с идеями неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ). В своей самой значительной работе «О разделении природы» Эриугена истолковывает христианство с точки зрения неоплатонизма. Он выделяет четыре природы: природу не сотворенную, но творящую (Бог-Творец), сотворенную и творящую [небесные идеи (в формулировке Платона), по которым создается все творение], сотворенную и не творящую (Мир, Вселенная, включая человека) и, наконец, природу не сотворенную и не творящую (Бог как последний предел в возвратном движении, как Конечная Причина). Следуя и дальше неоплатоническим идеям, Эриугена пришел к тому, что творения — это эманация от Бога.
В вопросе о соотношении разума и веры в христианстве Эриугена исходил из постулата, что в религии не может быть ничего не согласующегося с разумом, ведь источник и разума и Священного Писания, лежащего в основании религии, один — божественная мудрость. Следовательно, возможно познание Бога при помощи разума, ведомого верой.
Философское учение Эриугены не нашло отклика у современников во многом из-за того, что его работы находились в стороне от основной линии развития схоластической философии. Фактически «открытие» его произведений приходится на 12 век, но уже в 13 столетии в учении Эриугены были усмотрены элементы пантеизма (отождествление Бога и природы), работа «О разделении природы» была осуждена церковью на поместном соборе в Париже в 1210 году и папой Гонорием III (см. ГОНОРИЙ III) в 1225 году.
Энциклопедический словарь. 2009.