дзэн

дзэн
ДЗЕН, ДЗЭН [зэ], -а; м. = Дзен-будди́зм.
* * *
дзэн
(япон., от санскр. дхьяна — медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Дзэн возник в Китае в V—VI вв., с XII—XIII вв. получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (VI в.). Для дзэн характерны критическое отношение к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения «просветления» (у, сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан), элементы интуитивизма. С середины XX в. приобрёл популярность среди западной интеллигенции (в рамках контркультуры).
* * *
ДЗЭН
ДЗЭН (дзэн-буддизм) (япон., от санскр. дхьяна — медитация, сосредоточение, созерцание), школа японского буддизма (см. БУДДИЗМ), оказавшая огромное влияние на всю японскую культуру. Хотя дзэн был заимствован из Китая (Чань), именно в Японии он получил свое наиболее яркое выражение. Наибольшую роль в начале распространения дзэн в Японии сыграли учившиеся в Китае Эйсай (см. ЭЙСАЙ) и Догэн (см. ДОГЭН), основавшие школы Риндзай и Сото. Новое для страны буддийское вероучение было поддержано сегунатом (см. СЕГУНАТ), видевшим в дзэн противовес Тэндай и Сингон — старым школам буддизма, тесно связанным с домом императора. В стране была создана сеть дзэнских монастырей и храмов (около 300), которым оказывалась государственная поддержка. Они были разделены на 5 ветвей (школ), называвшихся по китайской традиции «пять монастырей» («годзан», буквально «пять гор»). Главные из них — пять храмов в резиденции сегуната в Камакура (Кэнтедзи, Энгакудзи, Дзюфукудзи, Дзетидзи, Дземедзи) и пять — в Киото (Нандзэндзи, Тэнрюдзи, Кэнниндзи, Тофукудзи, Мандзюдзи). В 1338 сегун Асикага Такаудзи (1305—1358) выпустил указ о строительстве дзэнских храмов во всех 66 провинциях страны; храмы были призваны обеспечить магическими способами процветание Японии. Особенной популярностью пользовался дзэн среди самураев (см. САМУРАИ), поскольку, объявляя все традиционные культурные оппозиции несуществующими, он также снимал противопоставление «жизнь—смерть». В период сегуната Токугава (1603—1868) формальное значение дзэн несколько уменьшается в связи с тем, что основой государственной идеологии становится неоконфуцианство (см. НЕОКОНФУЦИАНСТВО). Однако идеи дзэн к этому времени уже получили широкое распространение среди самураев и горожан, а на буддийские храмы (включая дзэнские) были возложены некоторые функции государственной власти (регистрация населения). Кроме того, оформившаяся в это время этическая система самураев (бусидо (см. БУСИДО)) в значительной степени обязана многими своими основными положениями именно дзэн. Наиболее крупной фигурой этого времени был монах Хакуин (см. ХАКУИН) (1686—1769). После Мэйдзи исин (см. МЭЙДЗИ ИСИН) (1868) и в 20 веке дзэн окончательно теряет свое место в системе государственной идеологии, тем не менее продолжает сохранять свое значение в культуре. После окончания Второй мировой войны идеи дзэн получают распространение на Западе, в значительной степени благодаря деятельности Д. Т. Судзуки (1870—1966).
Дзэн в значительной степени отвергает письменную форму передачи традиции (сутры (см. СУТРА) и комментарии к ним), в связи с чем на первое место выдвигается фигура учителя, выступающего в качестве хранителя и передатчика сакрального знания. Характерной особенностью религиозной практики дзэн является также акцент, сделанный им на медитации (см. МЕДИТАЦИЯ) в позе лотоса (дзадзэн) и изучении коанов. Поза лотоса — одна из основных поз (асан), разработанных еще индийскими йогами. Дзэнские мыслители (в особенности Догэн) утверждали, что в процессе медитации в позе лотоса достигается состояние высшей психической и ментальной концентрации, абсолютной «пустоты», которые могут быть описаны только в терминах отрицания. Коаны представляют собой загадки, решение которых невозможно с помощью рациональной логики. Их каноническое собрание («Хэкиганроку» и «Мумонкан») состоит приблизительно из 1700 коанов (в основном — китайского происхождения). В отличие от других японских школ буддизма дзэн настаивает на том, что достижение просветления (сатори) достигается не постепенно, но с помощью мгновенного озарения, для чего медитация и коан являются лучшими операциональными средствами. Состояние сатори описывается как мистическое единение с универсумом (см. УНИВЕРСУМ).
Большое внимание уделяет дзэн также занятиям «искусствами» (дзэн-буддизм породил блестящую плеяду поэтов и художников), носящими названия «пути» (кит. «дао», япон. «до»), и уподобляет творческий акт достижению сатори в силу его спонтанного и интуитивного характера. К этим искусствам относятся живопись (в основном, монохромная живопись тушью), каллиграфия, садовое искусство (особенной известностью пользуются «сухие сады» камней), поэзия (в основном на китайском языке), воинские искусства (стрельба из лука, фехтование и др.). Все они поощрялись дзэнскими храмами и монастырями и рассматривались в качестве необходимой практики дзэнского монаха.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "дзэн" в других словарях:

  • Дзэн — буддизм школа японского буддизма, получившая широкое распространение в ХII–ХIII вв. В дзэн буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем (1141–1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200–1253). Особенность… …   Вся Япония

  • дзэн — (кит. чань, санскр. дхъяна  созерцание), одно из ведущих направлений в буддизме Японии, базирующееся на практике медитации, которая рассматривается в качестве главного метода достижения «просветления». В Японию учение дзэн проникло из Китая в… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ДЗЭН — (японское, от санскритского дхьяна самопогружение, созерцание), чань (китайское), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5 6 вв., с 12 13 вв. получил распространение в Японии, где существует и ныне. Основателем считается индийский миссионер… …   Современная энциклопедия

  • ДЗЭН — (япон. от санскр. дхьяна медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5 6 вв., с 12 13 вв. получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени. Основателем считается индийский… …   Большой Энциклопедический словарь

  • дзэн — нескл.; = дзэн буддизм Одна из школ японского буддизма, распространённая с XII в., в основе теории которой лежит усиленное внимание к медитации и другим видам аутотренинга. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ДЗЭН — БУДДИЗМ, ДЗЭН [яп. < санскр.] одно из направлений в буддизме (БУДДИЗМ), возникшее в Китае в первой половине VI в., с XII XIII вв. получившее распространение в Японии. Д. возвысил личный духовный опыт человека, независимый от книжного учения,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • дзэн — чань Словарь русских синонимов. дзэн сущ., кол во синонимов: 1 • чань (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ДЗЭН —         япон. название школы буддизма махаяны, сформировавшейся в ср. век. Китае (см. Чанъ). Практика Д. появилась в Японии ещё в 7 в., но распространение Д. как самостоят. направления япон. буддизма начинается в кон. 12 в. Первым проповедником Д …   Философская энциклопедия

  • Дзэн — (Zen), течение в буддизме, наиб, широко распространенное в Японии. Возникло под сильным влиянием даосизма, пришедшего из Китая в период Камакура. В отличие от таких популярных течений, как Сукхава ти (буддизм Счастливой страны ), Д. видит… …   Всемирная история

  • Дзэн — Cтатья является частью серии статей про Дзэн …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»