- Де Сика Витторио
- Де Си́ка Витторио(De Sica) (1901—1974), итальянский киноактёр (с 1930) и режиссёр (с 1940). Один из основоположников неореализма. Фильмы: «Похитители велосипедов» (1948), «Умберто Д.» (1951), «Брак по-итальянски» (1964), «Подсолнухи» (1970, советско-итало-французский), «Поездка» (1974) и др. Главная роль в фильме «Генерал Делла Ровере» (1959). Его фильмам свойственны тонкая наблюдательность, бытовая достоверность, сдержанный драматизм, а комедиям — сочный юмор, мастерское обыгрывание смешных ситуаций.* * *ДЕ СИКА ВитториоДЕ СИ́КА (De Sica) Витторио (1901—74), итальянский киноактер (с 1930) и режиссер (с 1940). Один из основоположников неореализма. Фильмы: «Похитители велосипедов» (1948), «Умберто Д.» (1951), «Подсолнухи» (1970, совместный советско-итало-французский), «Поездка» (1974) и др. Главная роль в фильме «Генерал Делла Ровере» (1959).
* * *
ДЕ СИ́КА (De Sica) Bитторио (7 июля 1901, Сора, Италия — 13 февраля 1974, Париж), итальянский кинорежиссер, актер.
Учился в Коммерческом институте. Начинал как актер–любитель, в годы Первой мировой войны выступал в госпиталях с разными скетчами. Дебютировал в кино в 1918 ролью в фильме «Процесс Клемансо». С 1926 по 1928 исполнил несколько эпизодических ролей. В фильме «Старая синьора» (1931) сыграл первую роль в звуковом кино. Широкую известность принесло ему участие в комедии М. Камерини «Что за подлецы мужчины!» (1932). Сыграв в кино и в театре свыше 150 ролей, варьировал образ импозантного героя–любовника, создав характерный итальянский жанровый типаж. Как режиссер, Де Сика дебютировал фильмом «Алые розы» (1940), в отличие от лирических комедий начала 1940-х гг. в фильме «Дети смотрят на нас» (1943) уловил предощущение будущих перемен в обществе, а работа над сценарием вместе с Ч. Дзаваттини (см. ДЗАВАТТИНИ Чезаре) вылилась впоследствии в многолетнее творческое содружество.
Продолжающий тему детства в условиях послевоенной Италии фильм «Шуша» (1946) был уже бесспорным неореалистическим произведением автора. Его фильм «Похитители велосипедов» (1948), решенный как современная трагедия, стал развернутым художественным манифестом направления, получившего международное признание. Бесспорным шедевром неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ) явился фильм «Умберто Д.» (1951) о старости и одиночестве человека, одна из наиболее пронзительных лент в истории не только итальянского, но и мирового кино. С начала 1950–х гг. отдает заметную дань розовому неореализму как в режиссуре, так и в актерских работах. Наиболее значительной постановкой нового времени становится «Крыша» (1956) и главная роль в фильме «Генерал Делла Ровере» (1959) Р. Росселлини (см. РОССЕЛЛИНИ Роберто). После экранизаций одноименных произведений А. Моравиа и Ж. П. Сартра — фильма «Чочара» (1960) и «Затворники Альтоны» (1962) — снимает ряд значительных комедий «Бум» (1963), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964), создав в двух последних знаменитый актерский дуэт С. Лорен (см. ЛОРЕН София) и М. Мастроянни (см. МАСТРОЯННИ Марчелло). В середине 1960-х гг. снял в США «В погоне за «Лисом» (1966) и «Семь раз женщина» (1967), не ставших творческими удачами.
В конце 1960-х гг. обратился к жанру мелодрамы, поставив «Любовников» (1968) и «Подсолнухи» (1969). В последнем из них, поставленном совместно с «Мосфильмом» и снятом в СССР, вновь удачно использовал дуэт Лорен — Мастроянни, но в мелодраматической тональности. С успехом экранизировал одноименный роман Джорджо Бассани «Сад Финди — Контини» (1970) о судьбе молодого поколения времен фашизма. Комедия «Назовем его Андреа» (1972) и мелодрамы «Короткий отпуск» (1973) и «Поездка» (1974), ставшие последними фильмами мастера, хоть и не были вполне удачными, тем не менее свидетельствовали о неувядаемом жанровом чутье художника и его творческой активности закатных лет. Как классика итальянского неореализма и бесспорного арбитра в области кино его успел снять перед смертью в роли себя самого режиссер Этторе Скола для своего фильма «Мы так любили друг друга» (1974).
Энциклопедический словарь. 2009.