Дымковская игрушка

Дымковская игрушка
Ды́мковская игру́шка
(вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории г. Киров). Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены. Художественное своеобразие Дымковской игрушки определяется массивной лаконичной пластикой, подчёркнутой гармоничной декоративной росписью в виде крупного геометрического орнамента (разных цветов круги, клетки и др.). В 1919 создана мастерская Дымковской игрушки (с 1942 — цех в ведении товарищества «Кировский художник», с 1956 — цех в составе Художественно-производственных мастерских Кировского отделения Художественного фонда России); среди мастериц — А. А. Мезрина, Е. А. Кошкина, О. И. Коновалова, Е. И. Косс-Деньшина.
* * *
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
ДЫ́МКОВСКАЯ ИГРУ́ШКА, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию — игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.
Возникновение промысла
Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в.
В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.
Возрождение промысла связано с именами — А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.
Особенности производства дымковской игрушки
Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы — до десяти цветов — придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Организация артели и мастерской
Стараниями А. И. Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель «Вятская игрушка», где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина (см. МЕЗРИНА Анна Афанасьевна), О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства. А. И. Мезриной в 1934 было присвоено звание Герой Труда.
За годы существования промысла ассортимент игрушек постоянно обогащается. Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки. В 1948 в Вятке открыта игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е. И. Косс-Деньшина, З. В. Пенкина, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Дымковская игрушка" в других словарях:

  • Дымковская игрушка — …   Википедия

  • Дымковская игрушка —         (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел. Издавна существует в слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Киров). Лепится из глины, обжигается и по белому меловому грунту ярко раскрашивается… …   Художественная энциклопедия

  • Дымковская игрушка — Дымковская игрушка. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров). Дымковскую игрушку (животные, птицы, всадники, дамы в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА — русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дымковская игрушка — (вятская, кировская игрушка)         глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в заречной слободе… …   Большая советская энциклопедия

  • Дымковская игрушка — ДЫМКОВСКАЯ (ВЯТСКАЯ) ИГРУШКА рус. нар. худож. промысел гончарных изделий, зародился в Дымковской слободе близ города Вятка, связан со старинным местным обрядовым весенним праздником свистуньей , превратившимся в 19 в. в ярмарку, для к рой… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА — традиционное народное искусство лепной игрушки в слободе Дымково (ныне в составе Вятки/Кирова). Характерны свистульки в виде животных, всадников; фигурки дам в кринолинах, гусар, солдат. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация …   Русская история

  • Игрушка —         предмет, предназначенный для детской игры, служащий целям воспитания; произведение искусства, синтезирующее выразительные средства скульптуры, декоративно прикладного искусства, художественного конструирования и театрального искусства… …   Художественная энциклопедия

  • Игрушка — Игрушка. Детская лошадка. ИГРУШКА, специально изготовленный предмет, служащий для развлечения и психического развития ребенка. Игрушки изображения людей и животных, копии предметов, позволяют ребенку познать их роль и функциональное назначение,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Игрушка —         предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, И. служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. И. помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»