Гуно Шарль

Гуно Шарль
Гуно́ Шарль
(Gounod) (1818—1893), композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы. 12 опер, в том числе «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865); 4 оратории, кантаты, мессы, реквием, 2 симфонии, свыше 200 романсов и песен.
* * *
ГУНО Шарль
ГУНО́ (Gounod) Шарль (1818—93), французский композитор. Один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы (см. ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА). Оперы «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865) и др.
* * *
ГУНО́ (Gounod) Шарль Франсуа (17 июня 1818, Париж — 18 октября 1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы.
Жизнь и творчество
Сын художника. Мать была одаренной пианисткой, у которой Гуно брал первые музыкальные уроки. В 1835 он окончил лицей св. Людовика, затем начал заниматься композицией у чешского музыканта А. Рейхи. После его кончины поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Ф. Галеви (см. ГАЛЕВИ Фроманталь) и Ж. Ф. Лесюэра (см. ЛЕСЮЭР Жан Франсуа). В 1839 кантата Гуно «Фернан» была удостоена Римской премии, дававшей возможность трехлетнего пребывания в Риме на Вилле Медичи.
В Италии Гуно уделял много внимания изучению творчества Палестрины (см. ПАЛЕСТРИНА). Из Рима он направился в Вену, где в 1842 и 1843 были исполнены его месса и реквием, созданные в Италии. На обратном пути в Париж он посетил Прагу, Дрезден и Берлин, встречался в Лейпциге с Ф. Мендельсоном (см. МЕНДЕЛЬСОН Феликс). В Париже Гуно стал органистом и хормейстером в церкви Иностранных миссий, в течение двух лет изучал теологию. В 1846 поступил в семинарию Сен-Сюльпис, но в 1847 отказался от намерения принять духовный сан. «Реквием» и «Te Deum», над которыми он начал работу годом ранее, остались незавершенными, и Гуно обратился к оперному творчеству.
Его ранние оперы «Сафо» (1851) и «Окровавленная монахиня» (1854) были приняты без энтузиазма, несмотря на одобрительные рецензии Г. Берлиоза (см. БЕРЛИОЗ Гектор). В «Торжественной мессе» в честь св. Цецилии (1855) он пытался сочетать духовный стиль с более светскими приемами письма. «Лекарь поневоле» (1858) по комедии Мольера (см. МОЛЬЕР) явился опытом создания комической оперы. С 1852 Гуно начал работу над оперой «Фауст» на либретто М. Карре и Ж. Барбье по трагедии И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг). Ее премьера 19 марта 1859 ознаменовала новый этап в развитии французской оперы. Гуно не удалось превзойти «Фауста» в своих более поздних сценических произведениях — таких как «Филемон и Бавкида» (1860), «Голубка» (1860), «Мирей» (1864) по провансальской поэме Ф. Мистраля (см. МИСТРАЛЬ Фредерик) (опера имела невероятный успех) и «Ромео и Джульетта» (1867).
В 1852 Гуно стал руководителем хорового объединения «Орфеон» в Париже, для которого написал ряд хоровых сочинений, в том числе две мессы. В 1870—75 жил в Лондоне, где организовал хор, которому дал свое имя (ныне Королевское хоровое общество), и почти полностью посвятил себя созданию ораторий. Траурная кантата «Галлия» («Gallia») для сопрано соло, хора и оркестра, написанная в связи с военным поражением Франции в 1870, впервые была исполнена в 1871; за ней последовали оратории «Искупление» (1882) и «Жизнь и смерть» (1885). В 1888 Гуно был удостоен высшей степени ордена Почетного легиона.
О стиле
Мелодика Гуно, несомненно, самобытная, иногда излишне сентиментальна. Он отлично знал возможности голоса, был мастером оркестровки, но музыкальные характеристики в его операх, при всех их привлекательности, бывают нередко легковесными, а религиозное чувство в духовных сочинениях — не слишком глубоким.
Его «Размышления» (1859) для голоса и органа или оркестра, более известное под названием «Ave Maria» и вдохновленное прелюдией до-мажор И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян) из «Хорошо темперированного клавира» (ч. 1), свидетельствует как об изобретательности Гуно-мелодиста, так и о его наивности в вопросах стиля. Мелодический дар Гуно в полной мере проявился в операх «Фауст», «Мирей» и «Лекарь поневоле».

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Гуно Шарль" в других словарях:

  • Гуно, Шарль — Шарль Гуно Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818  18 октября 1893)  французский композитор (опера «Фауст»). Биография 12 июня 1818 года в Париже в семье художника Фра …   Википедия

  • Гуно Шарль — Шарль Гуно Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818  18 октября 1893)  французский композитор (опера «Фауст»). Биография 12 июня 1818 года в Париже в семье художника Фра …   Википедия

  • ГУНО Шарль — (Gounod, Charles) ШАРЛЬ ГУНО (1818 1893), французский композитор. Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен Луи, Гуно… …   Энциклопедия Кольера

  • Гуно, Шарль Франсуа — Шарль Франсуа Гуно Основная информация Дата рожден …   Википедия

  • Гуно Шарль Франсуа — Шарль Гуно Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818  18 октября 1893)  французский композитор (опера «Фауст»). Биография 12 июня 1818 года в Париже в семье художника Фра …   Википедия

  • Гуно Шарль — Гуно (Crounod) Шарль (17.6.1818, Париж, ≈ 18.10.1893, Сен Клу, пригород Парижа), французский композитор. Член института Франции (1866). Отец Г. был художником, мать ≈ преподавательницей музыки. Г. брал уроки теории музыки у А. Рейхи. В 1836≈38… …   Большая советская энциклопедия

  • Гуно, Шарль — ГУНО (Gounod) Шарль (1818 93), французский композитор. Основоположник жанра лирической оперы (“Фауст”, 1859; 2 я редакция с речитативами вместо разговорных диалогов, 1869), в которой Гуно отказался от философской проблематики литературного… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГУНО Шарль — ( 17 VI 1818, Париж 18 X 1893, Сен Клу, близ Парижа) Искусство это сердце, способное мыслить. Ш. Гуно Ш. Гуно автор всемирно известной оперы Фауст занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один… …   Музыкальный словарь

  • Гуно, Шарль — (Gounod, Charles, 1818 1893) В 1867 г. французский композитор создал оперу Ромео и Джульетта (Romeo et Juliette) по одноименной трагедии Шекспира, которую в 1888 г. отредактировал для Парижской оперы, добавив ряд балетных номеров …   Шекспировская энциклопедия

  • Гуно\ Шарль — (17.06.1818 1893), французский композитор. Один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы. Оперы «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865, премьера в Париже 27.04.1867) и др …   Биографический словарь Франции


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»