- Гиляров-Платонов Никита Петрович
- Гиля́ров-Плато́нов Никита Петрович(1824—1887), российский историк, экономист, публицист, издатель. Близок к славянофилам. Участник подготовки крестьянской (1861) и цензурной (1865) реформ. Труды по истории церкви, политэкономии, публицистические статьи о современном положении православной церкви в России, в том числе «Основные начала экономики» (1889), «Вопросы веры и церкви» (т. 1—2, 1905—06).* * *ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита ПетровичГИЛЯ́РОВ-ПЛАТО́НОВ Никита Петрович [23 мая (4 июня) 1824, г. Коломна Московской губ. — 13 (25) октября 1887, Петербург], русский публицист, философ, издатель.
Сын священника П. М. Никитского. Фамилию Гиляров получил в Коломенском духовном училище (1831—38). В 1848 окончил Московскую Духовную академию (где как стипендиат митрополита Платона (см. ПЛАТОН (Левшин)) получил прибавление к фамилии — «Платонов»). После получения степени магистра (1850) читал в академии лекции по истории русской церкви, в которых проповедовал идеи веротерпимости и просвещенной церковности. В 1855 под давлением митрополита Филарета (см. ФИЛАРЕТ (Дроздов)), усмотревшего в лекциях Гилярова-Платонова «сомнительные мысли», был вынужден подать в отставку. В 1856 назначен цензором Московского цензурного комитета. С 1863 — управляющий Московской синодальной типографией.
С 1867 Гиляров-Платонов издавал дешевую газету «Современные известия», в которой критиковались злоупотребления администрации, полиции и духовенства. Газета, несмотря на консервативное направление, подвергалась цензурным репрессиям и приносила убытки. Гиляров-Платонов много печатался в журналах «Русский вестник», «Дело», «Православный собеседник» и др.
В 1850-х гг. Гиляров-Платонов идейно сблизился со славянофилами, прежде всего с А. С. Хомяковым (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович); их объединяло неприятие католицизма и протестантизма. Славянофильские идеи отразились в литературно-критических статьях Гилярова-Платонова (в частности, в статье «Семейная хроника и Воспоминания С. Аксакова», 1856). Упрекая Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич) и Лермонтова (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич) в нравственном безучастии, а Гоголя в отрицании положительного содержания русской жизни, он противопоставляет им С. Т. Аксакова (см. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич). Задача художника, согласно Гилярову-Платонову, «не казнить действительность во имя идеи», а «отыскивать блеск идеи и самой темной действительности». Гиляров-Платонов отвергал «идею раздора», присущую «западному уму при суждении о государстве и обществе». В статье «Откуда нигилизм?» он определяет нигилизм (см. НИГИЛИЗМ) как самоубийственное «возмущение озлобленной воли русского человека», видит в нем симптом болезни общества. Основная критико-философская работа Гилярова-Платонова — «Онтология Гегеля» (М.,1846). Гегелевская философия, по его мнению, противоречит «здравому смыслу» и поэтому оставляет человека с двумя равноправными воззрениями на мир — обыденным и отвлеченно-теоретическим. Согласно оценке В. В. Розанова (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич), в Гилярове-Платонове открывался «глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить».
Энциклопедический словарь. 2009.