- Юрский Сергей Юрьевич
- Ю́рский Сергей Юрьевич(р. 1935), актёр, режиссёр, народный артист РСФСР (1987). Муж Н. М. Теняковой. С 1957 в Ленинградском Большом драматическом театре, с 1979 в Московском театре им. Моссовета. В 1992 организовал в Москве театр «АРТель АРТистов Сергея Юрского». Среди ролей: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Осип («Ревизор» Н. В. Гоголя), Жевакин («Женитьба» Гоголя, МХАТ). Юрский — актёр интеллектуального склада, склонный к гротеску и эксцентрике. Выступает как чтец. Снимался в фильмах: «Время, вперёд!», «Республика ШКИД», «Золотой телёнок», телефильме «Место встречи изменить нельзя» и др. Поставил: «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского (1980; сыграл Грознова), «Игроки-XXI» по Гоголю (1992, МХАТ им. Чехова и «АРТель АРТистов Сергея Юрского»), «Стулья» Э. Ионеско (1993, «Школа современной пьесы») и др.; фильм «Чернов/Chernov» (1990).* * *ЮРСКИЙ Сергей ЮрьевичЮ́РСКИЙ Сергей Юрьевич (р. 1935), российский актер, режиссер, народный артист России (1987). С 1957 в Ленинградском Большом драматическом театре, с 1979 в Московском театре им. Моссовета. В 1992 организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского». Среди ролей: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1962), Осип («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1972), Тесман («Гедда Габлер» Г. Ибсена, 1983) и др. Снимался в фильмах «Время, вперед!», «Республика ШКИД» (оба — 1966), «Золотой теленок» (1968), «Король-олень» (1969); телефильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии» (оба — 1979), «Королева Марго» (1996) и др. Поставил спектакли «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского (1980, сыграл Грознова), «Игроки-ХХI» по Н. В. Гоголю (1992, МХАТ им. А. П. Чехова и «АРТель АРТистов Сергея Юрского») и др.; поставил фильм «Чернов, Chernov» (1990). Стихи и проза собраны в кн. «Жест» (М., 1997). Автор книги «Кто держит паузу» (1989).
* * *
Ю́РСКИЙ Сергей Юрьевич (р. 16 марта 1935, Ленинград), российский актер театра и кино; народный артист РСФСР (1987).
В 1952—1955 учился на юридическом факультете Ленинградского университета. В 1959 окончил Ленинградский театральный институт (мастерская Л. Ф. Макарьева (см. МАКАРЬЕВ Леонид Федорович)). С 1957 актер и режиссер Большого драматического театра (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР) им. М. Горького (БДТ) в Ленинграде (в 1959—1960 параллельно играл в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола). С 1979 актер и режиссер Московского театра им. Моссовета. В 1992 организовал в Москве театр «АРТель АРТистов Сергея Юрского».
БДТ
Именно с БДТ связаны лучшие театральные работы Юрского. Дебютировал на его сцене актер в 1957, еще учась на 2-м курсе театрального института, в спектакле «В поисках радости» В. Розова (см. РОЗОВ Виктор Сергеевич) (Олег), вслед затем, сыграв шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», Юрский сразу зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы. Он был изобретателен в деталях, ироничен, легок, играя на одном дыхании, темпераментно, ярко, считая сам себя клоуном по призванию (его отец был известным режиссером цирка, и в детстве мальчик немало времени провел на арене). Актерские качества Юрского оказались созвучны требованиям главного режиссера Г. А. Товстоногова (см. ТОВСТОНОГОВ Георгий Александрович). Один за другим выходили спектакли, в ڐޑޑˑŠактер неизменно блистал: «Горе от ума» (1962, Чацкий), «Божественная комедия» (1962, Адам), «Карьера Артуро Уи» (1963, Дживола), «Три сестры» (1965, Тузенбах), «Лиса и виноград» (1968, Эзоп), «Король Генрих IV» (1969, Генрих IV), «Беспокойная старость» (1970, Полежаев), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1973, Илико).
Казалось, жизнь молодого актера и дальше будет состоять из одних успехов. Но произошел конфликт с тогдашним партийным руководством Ленинграда, и это сразу резко сказалось на карьере артиста. Ему буквально «перекрыли кислород». Почувствовав себя в ловушке, в 1979 Юрский вынужден был уехать в Москву вместе со своей женой, актрисой Н. М. Теняковой.
Театр им. Моссовета
К сожалению, театр им. Моссовета не смог обеспечить Юрского максимальной занятостью. Премьеры у актера были крайне редки: «Гедда Габлер» (1983, Тесман), «Фома Опискин» (1995, Фома). Для энергичного, не выносящего простоя актера выходов было три — режиссура, антреприза и концерты. Он активно стал заниматься и тем и другим.
Режиссура
Первый режиссерский опыт у Юрского был еще в БДТ — «Фиеста» Э. Хемингуэя (см. ХЕМИНГУЭЙ Эрнест) (так и не вышедшая в свет). В 1971 Юрский сделал на основе этого спектакля телефильм на Ленинградском телевидении (среди других его телеработ — «Младенцы в джунглях», сериал «Пушкинский концерт», «Рассказы Бабеля», «Три поэта»). В 1976 актер поставил свой самый знаменитый спектакль «Фантазии Фарятьева» и сам сыграл в нем наивного мечтателя Фарятьева.
В Театре им. Моссовета к режиссуре Юрский обращался гораздо чаще: «Тема с вариациями» С. И. Алешина (см. АЛЕШИН Самуил Иосифович) (1979, роль Игоря Михайловича, а в 1986 в Японии по этой пьесе поставил спектакль «Трактат о любви»); «Правда хорошо, а счастье лучше» (1980, роль Грознова), «Орнифль, или Сквозной ветерок» (1986, сам сыграл Орнифля), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1997). К сожалению, последние режиссерские работы Юрского событиями в театральной жизни Москвы так и не стали. Как, впрочем, не стал событием и его режиссерский дебют в игровом кино — фильм «Чернов. Chernov» (1989), хотя в нем и участвовали хорошие актеры и было немало интересных режиссерских придумок.
Антреприза
Пожалуй, именно с ней связаны самые известные работы Юрского за последние годы. В 1992 он поставил «Игроки –XXI» («АРТель АРТистов Сергея Юрского»), в 1993 — «Стулья», сыграв там главную роль («Школа современной пьесы»). В 1992 вместе с Ольгой Яковлевой сыграл на французском языке в пьесе «Король умирает» («АРТель АРТистов»); в 1996 — в спектакле «После репетиции» (МХАТ им. А. П. Чехова (см. МХАТ имени Чехова) и «АРТель АРТистов Сергея Юрского», премия «Золотая маска» за исполнение Юрским роли Режиссера); в 1997 — в спектакле «Женитьба» (МХАТ, Жевакин).
Пушкиниана
Юрский — виртуозный чтец, у него подготовлены великолепные концертные программы по произведениям А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич), Хармса (см. ХАРМС Даниил Иванович), Зощенко (см. ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович), Есенина (см. ЕСЕНИН Сергей Александрович), Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), Хемингуэя, Бабеля (см. БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович). Но особое место в его творческой жизни занимает Пушкин (см. ПУШКИН Александр Сергеевич). Еще на Ленинградском телевидении актер записывал «Евгения Онегина» (сохранились только 1-я и 2-я главы), в 1992 он записал 6-ю и 7-ю главы, а в 1999 на Центральном телевидении осуществил запись романа полностью. Это совершенно уникальный сериал — неторопливо, обстоятельно актер проходит вместе со своим героем нелегкий путь прозрения, понимания себя, жизни, пути к любви…
В 1999 Юрский был награжден Медалью Пушкина (впервые вручавшейся в России).
Кинороли
Первой большой ролью Юрского стал забавный, наивный Чудак в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович) «Человек ниоткуда» (1961), а фильм «Крепостная актриса» (1963) закрепил за Юрским репутацию великолепного комедийного артиста, темпераментного и пластичного. В своей творческой палитре Юрский и дальше органично соединял комедийные и лирические краски, скрывая драматический подтекст за острохарактерным рисунком роли. Он тяготел к трагикомедии и сумел реализовать себя в этом жанре с блеском, когда после вдохновенного энтузиаста Маргулиеса («Время, вперед!»,1966) получил роль Викниксора в фильме Геннадия Полоки (см. ПОЛОКА Геннадий Иванович) «Республика ШКИД» (1966), а затем Остапа Бендера в фильме Михаила Швейцера (см. ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович) «Золотой теленок» (1968) и Тартальи («Король-Олень», 1969).
Шестидесятые годы, несомненно, были звездными для Юрского-киноактера. Но и потом у него время от времени случались яркие удачи, такие, например, как серьезная драматическая роль в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979, Груздев). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он и Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Швейцера (1980). После этого стал появляться на экране не часто: «Падение Кондора» (1982, Диктатор), телефильм «Ищите женщину» (1982, мэтр Роше), телефильм «Сказки старого волшебника» (1984, Хранитель сказок), «Любовь и голуби» (1984, дядя Митя), «Чернов. Chernov» (1989, Арнольд), «Экстрасенс» (1992, Экстрасенс) и др. Но как ни был хорош в этих фильмах актер, они уже не давали ему того материала, на котором он мог бы проявить свой талант в полном блеске. В 2003 актер снялся в телесериале «Пятый ангел».
Автор книг: «Кто держит паузу», «В безвременье», «Жест», «Содержимое ящика» и др.
Энциклопедический словарь. 2009.