Вулф Вирджиния

Вулф Вирджиния
Вулф Вирджиния
(Woolf) (1882—1941), английская писательница и литературный критик. В экспериментаторских романах «Миссис Дэллоуэй» (1925), «К маяку» (1927), «Волны» (1931), близких литературе «потока сознания», истолковывала ощущения и чувства своих героев как подлинную реальность.
* * *
ВУЛФ Вирджиния
ВУЛФ (Woolf) Вирджиния (1882—1941), английская писательница и литературный критик. Романы «Миссис Дэллоуэй» (1925), «К маяку» (1927), «Волны» (1931) отмечены чертами экспериментаторства, близки литературе «потока сознания» (см. ПОТОК СОЗНАНИЯ).
* * *
ВУЛФ (Woolf) Вирджиния (23 апреля 1882, Лондон — 31 ноября 1941, Родмелл, Суссекс), английская писательница.
Дочь видного литературного критика Лесли Стивена, жена известного литератора и реформатора-фабианца (см. Фабианское общество (см. ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО)) Леонарда Вулфа, вместе с которым она в 1917 основала издательство «Хогарт-пресс», осуществившее первые публикации произведений самой Вулф, а также Т. С. Элиота (см. ЭЛИОТ Томас) и других ведущих представителей английского модернизма. (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) Дом Вулфов, расположенный в самом центре Лондона в Блумсбери, стал центром модернистского художественного движения. Часто посещавшие этот дом писатели, художники, интеллектуалы, которые в большей или меньшей степени разделяли философские и эстетические верования самой Вулф, составили кружок «Блумсбери» («Блумсберийский кружок» (см. БЛУМСБЕРИЙСКИЙ КРУЖОК)), особенно активно заявивший о себе в 1920-е годы.
Порывая с традицией
Литературные взгляды Вулф определялись ее убеждением в необходимости глубокого пересмотра художественной традиции, сложившейся в 19 в. С первых же своих критических статей, печатавшихся в литературном приложении к «Таймс» с 1905, она утверждала, что классическая традиция и органичные для нее художественные средства перестали соответствовать духу современности, так как радикально изменились и характер отношений в обществе, и восприятие реальности, и понимание человеческой природы.
В представлении Вулф действительность должна осознаваться и воссоздаваться под знаком ее текучести, незавершенности, проблематичности: «Жизнь — это не ряд симметрично расположенных светильников... это полупрозрачная оболочка». Проникнуть в скрытый смысл явлений, мотивов и побудительных факторов, таящихся за этой оболочкой, возможно только отказавшись от иллюзий насчет упорядоченности мира и всеведения автора, который его описывает, т. е. отвергнув фундаментально важные принципы мышления и культуры предшествующего столетия, в особенности — викторианской культуры, которую Вулф обвиняла в приверженности к механистичному пониманию человека, в творческой консервативности и раболепии перед тогдашними моральными догмами.
Вечно ускользающая истина
В противовес викторианцам (см. ВИКТОРИАНЦЫ) и таким их последователям, как Голсуорси (см. ГОЛСУОРСИ Джон), являвшемся постоянным адресатом ее полемических выпадов, Вулф уже в ранних своих рассказах и романе «Комната Джекоба» (1922) отказывается от последовательно развивающейся коллизии и поступательного движения сюжета, строя действие не как столкновение четко очерченных персонажей, которые олицетворяют несовместимые жизненные позиции, а как драму постижения истины или хотя бы приближения к ней. Истина остается вечно ускользающей, непроясненной, неокончательной и с неизбежностью субъективной. Рано выявившийся интерес Вулф к «потоку сознания» (см. ПОТОК СОЗНАНИЯ) как новой концепции, предложенной современной научной психологией в лице У. Джемса (см. ДЖЕЙМС Уильям), определил характер повествования в романах «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927), наиболее показательных для ее творческой манеры.
Размытость фабулы
Фабула в этих книгах ограничена несколькими событиями, подчеркнуто не выделенными из будничного течения жизни, показываемого нерасчлененно, в единовременности фрагментов, внешне изолированных один от другого. Событие может и не произойти вовсе, так что фабула исчерпывается неосуществившимися многолетними планами персонажей, составляющих заурядное семейство, но может внести разнообразие в свою бесцветную жизнь. Основные события неизменно происходят либо в памяти и воображении очень схематично очерченных персонажей, либо в их подсознании, активизируемом самыми непредсказуемыми впечатлениями — «толчками», которые оставляет жизненный опыт, показанный не в его кульминационных моментах, а в обыденности. Совокупностью восприятий, реакций, полуосознанных побуждений и подсознательных импульсов определяется характер, утрачивающий в произведениях Вулф определенность и законченность. Главенствующим понятием становится не истина о человеке и мире, но «истинность видения», подчиненного философским концепциям Вулф.
Картина действительности складывается из «мелочей», обладающих ключевым значением для понимания специфической природы восприятия реальности каждым из героев Вулф. Мир явлений социальной жизни оказывается по своему значению эфемерным рядом с тщательно воссозданным миром сознания, которое не отражает, а конструирует реальность в соответствии с особенностями психологии того или иного из описываемых людей. Фиксация впечатлений, поток бытия, наслаивающийся на поток сознания персонажей, придают книгам Вулф усложненность композиции и стилистического решения, призванного обеспечить эффект стереоскопичности повествования, которое схватывает и доносит движение жизни во всей ее эклектике.
Успех «Орландо»
Окончательный разрыв с традицией изображения жизни в ее объективных взаимосвязях происходит в «Волнах» (1931), которые, как и посмертно изданная книга «Между актами» (1941), представляют собой опыт полностью бесфабульного повествования, подчиненного задаче «описывать мельчайшие частицы, как они западают в сознание...разбирать узор, которым запечатлелось в нем все увиденное и услышанное, пусть даже этот узор кажется нам разорванным и бессвязным». Эксперименты Вулф не были во всем последовательными, о чем свидетельствовало появление фантастической «биографии» вымышленного гениального подростка-поэта «Орландо» (1928), в которой действие, свободно перемещаясь из эпохи в эпоху, охватывает свыше четырех столетий, а герой претерпевает бесчисленные испытания и метаморфозы, в викторианский век становясь леди Орландо, но неизменно сохраняя свой романтический художественный дар. Наряду со столь же необычной биографией четы Браунингов «Флаш» (1931), в которой история любви двух знаменитых поэтов-романтиков передана увиденной спаниелем героини, «Орландо» при жизни Вулф был самым читаемым ее произведением.
В 1930-е годы Вулф, продолжая уделять огромное внимание новым формам повествования и связанным с ними проблемам композиции, вместе с тем стала активнее отзываться на события современной истории и новейшие идеологические веяния. Репутацию одного из пионеров феминизма в тех формах, которые это движение приобрело на исходе 20 в., принесло ей пространное эссе «Комната только для себя» (1929), где на примере судеб Джейн Остин (см. ОСТИН Джейн), сестер Бронте (см. БРОНТЕ) и других одаренных писательниц обосновывается мысль о специфически женском восприятии реальности, которому особенно трудно заявить о себе в обществе, подчиненном сугубо мужским представлениям. Требования свободного самовыражения личности, которая не должна ощущать себя скованной условностями, заполняют страницы многих эссе Вулф и ее дневников (посмертно изданных в пяти томах, 1977—84).
Трагический финал
Гражданская война в Испании (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936—39), на которой погиб сражавшийся добровольцем в Интербригаде племянник Вулф, вызвала у нее чувство вплотную приблизившейся катастрофы. Бомбардировки Лондона зимой 1940—41, когда шла Битва за Англию (см. БИТВА ЗА АНГЛИЮ), вызвали у Вулф депрессию, приведшую к самоубийству.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Вулф Вирджиния" в других словарях:

  • Вулф, Вирджиния — У этого термина существуют и другие значения, см. Вулф. Вирджиния Вульф Virginia Woolf …   Википедия

  • ВУЛФ Вирджиния — (Woolf, Virginia) ВИРДЖИНИЯ ВУЛФ (1882 1941), английская писательница, литературный критик, вместе с М.Прустом и Дж.Джойсом стоявшая у истоков современного романа. Вирджиния Вулф, в девичестве Аделина Вирджиния Стивен (Adeline Virginia Stephen),… …   Энциклопедия Кольера

  • Вулф Вирджиния — Вулф (Woolf) Вирджиния (25.1.1882, Лондон, 28.3.1941, Льюис, Суссекс), английская писательница и критик в духе модернизма. Как романист экспериментатор В. ограничила свою задачу изображением ощущений и чувств, истолковывая их мир как подлинную… …   Большая советская энциклопедия

  • ВУЛФ Вирджиния — ВУЛФ (Woolf) Вирджиния (1882—1941), английская писательница, Эксперим. психол. ром. «Миссис Дэллоуэй» (1925, п. 1984), «К маяку» (1927, п. отрывка 1976), «Волны» (1931) и др. Лит. критич. и феминистская эссеистика …   Литературный энциклопедический словарь

  • Вулф Вирджиния — …   Википедия

  • Вулф — Вулф  фамилия. Известные носители Вулф, Вирджиния (1882 1941)  британская писательница, литературный критик, ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века. Вулф, Бернард (1915 1985)  американский… …   Википедия

  • Вирджиния Вулф — Virginia Woolf Вирджиния Вулф, 1902 год Имя при рождении: Аделина Вирджиния Стивен Дата рождения: 25 января 1882 Место рождения: Лондон Дата смерти: 28 ма …   Википедия

  • Вирджиния Вульф — Вирджиния Вулф Virginia Woolf Вирджиния Вулф, 1902 год Имя при рождении: Аделина Вирджиния Стивен Дата рождения: 25 января 1882 Место рождения: Лондон Дата смерти: 28 ма …   Википедия

  • Вулф — (woolf) Вирджиния (1882, Лондон – 1941, Сассекс), английская писательница, критик. Дочь историка и литературоведа Лесли Стивена, принадлежала к культурной и интеллектуальной элите Лондона; она была центральной фигурой неформального творческого… …   Литературная энциклопедия

  • ВУЛФ (Woolf) Вирджиния — (1882 1941) английская писательница и литературный критик. Романы Миссис Дэллоуэй (1925), К маяку (1927), Волны (1931) отмечены чертами экспериментаторства, близки литературе потока сознания …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»