Бурдель Эмиль Антуан

Бурдель Эмиль Антуан
Бурде́ль Эмиль Антуан
(Bourdelle) (1861—1929), французский скульптор. Используя опыт греческой архаики, европейского средневекового искусства, создавал героизированные, пронизанные движением произведения («Геракл, стреляющий из лука», 1909).
* * *
БУРДЕЛЬ Эмиль Антуан
БУРДЕ́ЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (1861—1929), французский скульптор. Используя опыт греческой архаики, европейского средневекового искусства, создавал героизированные произведения («Геракл, стреляющий из лука», 1909).
* * *
БУРДЕ́ЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30 октября 1861, Монтобан — 1 октября 1929, Ле Везине), французский скульптор, график.
Родился в семье резчика по дереву, в 13 лет стал помогать отцу, резал декоративные детали для украшения мебели и одновременно занимался в Художественной школе Монтобана. Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (1876—84), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (1884—86). Через два года уходит, вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния» — настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система. «Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя».
«Адам» (1889, бронза, Париж, Музей Бурделя) — одно из первых самостоятельных произведений Бурделя, свидетельствующих о его профессиональном мастерстве. В 1893 он получает заказ на «Памятник павшим в войне 1870—1871» для Монтобана (установлен в 1902, бронза, гранит). Четыре фигуры памятника исполнены динамизма и экспрессии, олицетворяя кровавый ужас войны. Напряжение форм доведено до болезненной нервозности, предвещая приемы будущих экспрессионистов. В памятнике ощутимо влияние О. Родена (см. РОДЕН Огюст), в мастерской которого Бурдель начинал работать в эти годы в качестве пратисьена (помощника). Однако необузданная экспрессия его не удовлетворяет, он хочет вернуть пластику в русло строгих законов архитектоники (см. АРХИТЕКТОНИКА). Об этом свидетельствует голова «Аполлона» (1900, бронза, Париж, Музей Бурделя), отмеченная мужественной энергией и благородством, воплощенными в строгих, четких формах. Бурдель стремится идти своим путем. Безудержная энергия человека 20-го столетия, его дерзкая воля нашли пластическое воплощение в «Стреляющем Геракле» (1909, бронза, там же) — одном из самых известных произведений мастера. Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий, ясный силуэт отличает «Пенелопу» (1912, бронза, там же). Ощущение устойчивости усиливает звучание основной идеи: ни стихиям, ни бурям не сломить верности и воли этой женщины. «Так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море», — говорил о «Пенелопе» Бурдель. Он становится признанным мастером монументальной пластики, ему поручаются важные государственные заказы не только во Франции, но и в других странах. В 1910—13 он выполняет мраморные рельефы для Театра Елисейских полей в Париже (архитектор О. Перре), добиваясь единства скульптуры и архитектуры. Тема центрального фриза — «Размышления Апполона и музы», в трактовке муз заметно влияние греческой архаики, хотя в работе над декором театра Бурделя вдохновляла Айседора Дункан (см. ДУНКАН Айседора) (он рисовал ее во время исполнения танцев и оставил серию великолепных рисунков, передающих легкие, стремительные движения танцовщицы). Кроме огромного фриза (14 м х 2,48 м), скульптор выполнил пять отдельных рельефов между окнами на боковых фасадах.
В 1912—23 Бурдель работает над памятником генералу Альвеару для Буэнос-Айреса — вероятно, одним из самых благородных и возвышенных произведений монументальной скульптуры 20 столетия. На высоком постаменте помещена конная статуя генерала, по углам постамента четыре аллегории: Сила, Победа, Свобода, Красноречие. Эти статуи — одна из самых больших удач художника. Художник работал над монументом в годы Первой мировой войны и вложил в него свой гнев и тревогу: «Я видел перед собой пылающий Реймс... И тогда я вооружил мою Победу мечом Нации. Надо мной простиралось военное небо Франции...».
В 1909—29 Бурдель работает над памятником польскому поэту А. Мицкевичу (см. МИЦКЕВИЧ Адам), которого он представляет в образе странствующего пророка. Статуя «Франция» (1925) была поставлена в память павшим в войне 1914—1918, на родине Бурделя в Монтобане, затем в Форте Вобан, в Бриансоне, а спустя десятилетия в Париже — в честь волонтеров «Свободной Франции, павших за честь и свободу Франции 18 июня 1940 года — 8 мая 1945». Монументальностью замысла отмечены также и другие работы Бурделя: «Умирающий кентавр» (1914) и «Сафо» (1925, обе бронза, Музей Бурделя) — воплощение трагизма судьбы поэта и творца.
Значительностью образов отмечены портреты Бурделя. При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя; по его словам, «любой портрет является одновременно изображением и модели, и автора». Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности». Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, «Бетховен на кресте», делался в 1929). Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра); могучий «Роден» подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже); «Анатоль Франс» — олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Бурдель Эмиль Антуан" в других словарях:

  • Бурдель Эмиль Антуан —         (Bourdelle) (1861 1929), французский скульптор. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876 84) и Париже (1884 86). Работал в мастерских Ж. Далу и О. Родена (1893 1908). Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909 29). Посетил Италию,… …   Художественная энциклопедия

  • Бурдель, Эмиль Антуан — Emile Antoine Bourdelle …   Википедия

  • Бурдель Эмиль Антуан — Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30.10.1861, Монтобан, ≈ 1.10.1929, Ле Везине), французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876≈84) и Париже (1884≈86). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893≈1908).… …   Большая советская энциклопедия

  • Бурдель, Эмиль Антуан — БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (1861 1929), французский скульптор. Используя опыт греческой архаики, европейского средневекового искусства, создавал героизированные произведения ( Геракл, стреляющий из Лука , 1909).   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БУРДЕЛЬ Эмиль Антуан — (Bourdelle, Emile Antoine) (1861 1929), французский скульптор. Родился в Монтобане 30 октября 1861. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876 1884) и Париже (1884 1886). Работал в мастерских Ж.Фальгьера и Ж.Далу, затем стал любимым учеником …   Энциклопедия Кольера

  • Бурдель Эмиль Антуан — Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle; 30 октября 1861, Монтобан, Тарн и Гаронна  1 октября 1929, Ле Везине, Ивелин)  французский скульптор, ученик О. Родена. Содержание 1 Главные работы 2 Галерея 3 …   Википедия

  • БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан — (1861 1929) французский скульптор. Используя опыт греческой архаики, европейского средневекового искусства, создавал героизированные произведения ( Геракл, стреляющий из лука , 1909) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бурдель — Бурдель, Эмиль Антуан Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle; 30 октября 1861, Монтобан, Тарн и Гаронна  1 октября 1929, Ле Везине, Ивелин)  французский скульптор, ученик О. Родена. Содержание 1 Главные работы 2 …   Википедия

  • Эмиль Антуан Бурдель — (фр. Emile Antoine Bourdelle; 30 октября 1861, Монтобан, Тарн и Гаронна  1 октября 1929, Ле Везине, Ивелин)  французский скульптор, ученик О. Родена. Содержание 1 Главные работы 2 Галерея 3 …   Википедия

  • Бурдель — Эмиль Антуан (Bourdelle, Emile Antoine) 1861, Монтобан 1929, Париж. Французский скульптор, живописец, график. Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия. Его произведения отличают героический характер образов, мужественная… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»