- путевые машины
- путевы́е маши́ны
-
группа самоходных машин, используемых при строительстве железнодорожного пути, ремонте и текущем содержании земляного полотна и технических устройств. В эту группу входят различные по назначению машины, чаще всего работающие в комплекте, следуя друг за другом вдоль фронта работ и выполняя требуемые по технологии операции.При строительстве новых железных дорог для отсыпки и планировки земляного полотна, сооружения мостов, тоннелей, зданий производственного и специального назначения, установки опор линий передач и др. широко применяют универсальные землеройно-транспортные машины (скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, экскаваторы и др.), а также специализированные машины. Так, при укладке рельсового пути балласт (щебень, галечно-гравийно-песчаная смесь и др.) высыпается дозировщиком на основную площадку земляного полотна, затем его разравнивают, профилируют и уплотняют балластораспределительная и балластоуплотнительная машины либо одна комбинированная машина – электробалластёр. Для отделочных работ предназначены выправочные машины, которые за один проход выправляют путь в продольном направлении и рихтуют в поперечном, уплотняют балласт под шпалами, отделывают откосы. При укладке пути готовые звенья рельсошпальной решётки доставляет к месту укладки специальный состав – путеукладчик, оснащённый путеукладочным краном, который захватывает звенья путевой решётки, переносит их вперёд и укладывает на земляное полотно. Когда очередное звено скреплено с предыдущим, путеукладчик наезжает на уложенный путь. Такая машина может и разбирать путь, производя все операции в обратном порядке. При ремонте используют машины, позволяющие поднимать рельсошпальную решётку без разборки, устранять её перекос, подсыпать балласт под шпалы до необходимой толщины, уплотнять его. Для производства определённых операций применяют специализированные машины, напр. кюветоочистительные, снегоуборочные и снегоочистительные, рельсошлифовальные, рельсоочистительные, дренажные и др. При эксплуатации железных дорог для проверки состояния пути, износа рельсов и т. п. используют специальные путеизмерительные и дефектоскопные вагоны – своеобразные лаборатории на колёсах, в которых размещается контрольно-измерительная аппаратура и другое контрольное оборудование. Наряду с тяжёлыми путевыми машинами ряд работ производят с помощью специальных ручных машин – механизированного инструмента, в т. ч. используют путевые гаечные ключи с электроприводом, путеразгонщики для регулировки зазоров в рельсовых стыках, гидрорихтовщики, гидродомкраты, электрические рельсошлифовальные станки и др.а)б)в)г)Ручной путевой инструмент:а – электрический путевой гаечный ключ; б – электрический рельсошлифовальный станок; в – путеразгонщик; г – гидравлический домкрат
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.
.