- аэродром
- аэродро́м
-
участок территории, предназначенный для взлёта и посадки самолётов и вертолётов, их стоянки и обслуживания, а также сооружения и оборудование, обеспечивающие полёты. Основная часть любого аэродрома – лётное поле с расположенными на нём взлётно-посадочными полосами и рулёжными дорожками. На взлётно-посадочной полосе самолёт разгоняется, приобретая скорость и подъёмную силу, необходимые для отрыва от земли и последующего набора высоты. Приземлившись, самолёт катится по полосе, постепенно снижая скорость вплоть до полной остановки. Первые авиаторы для подъёма своих летательных аппаратов использовали любое ровное место: поле, ипподром или обыкновенную дорогу. Но грунтовые аэродромы часто размывались дождями, несмотря на специальный травяной покров. В 30-х гг. 20 в. появились первые аэродромы с асфальтовым покрытием, которое обеспечивало взлёт и посадку самолётов в любое время года. Вскоре, однако, и это покрытие оказалось недостаточно прочным, и взлётно-посадочные полосы стали покрывать сначала бетоном, а в кон. 50-х гг. – железобетоном. Ныне взлётно-посадочные полосы покрывают особым высокопрочным аэродромным бетоном. Его толщина на полосе достигает 40 см. Длина полосы достигает 4–5 км, а ширина 60—100 м.
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.
- Аэродром
-
(от греческого аer — воздух и dromos — бег, место для бега) — специально подготовленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, руления, стоянки и обслуживания летательных аппаратов. Различают А.
гражданские,
военные,
испытательные.
Гражданские А. подразделяются в зависимости от характера использования — на постоянные и временные; по назначению — на трассовые, учебные, сельскохозяйственные, санитарной авиации и другие; по расположению на трассах — основные, запасные и базовые; по виду покрытий — с искусственным покрытием и грунтовые; в зависимости от типа эксплуатируемых самолётов, размеров территории, несущей способности аэродромных покрытий и другие характеристик—на классы.
Гражданские А. — главная составная часть аэропорта. Различают 2 основные части А. — лётную зону и примыкающее к ней воздушное пространство. В состав лётной зоны входят лётное поле и полосы воздушных подходов. Летное поле — часть А., на которой расположены одна или несколько лётных полос (ЛП), рулёжные дорожки (РД), перроны, места стоянки летательных аппаратов и другие площадки. ЛП предназначена для взлёта и посадки летательных аппаратов; включает взлётно-посадочную полосу (ВПП), концевые и боковые полосы безопасности. Общая площадь и размеры А. зависят от его класса и числа ЛП. Крупные А. имеют от 2 до 6 ЛП и занимают площадь до 7000 га.
Воздушное пространство над А. и прилегающая к нему местность (приаэродромная территория) в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях называется районом А. В воздушном пространстве над приаэродромной территории маневрируют летательные аппараты. С целью обеспечения безопасности полётов воздушное пространство над приаэродромной территорией должно быть свободным от препятствий. Для А. высокого класса общая длина приаэродромной территории может составлять 100 км и более, а ширина — до 1/3 общей длины. Для обеспечения регулярности и безопасности полётов А. оборудуются комплексом радио- и светотехнических средств. Радиомаячные системы посадки (РМС) обеспечивают управление самолётом, заходящим на посадку. В состав РМС входят: курсовой радиомаяк, глиссадный радиомаяк, ближний, дальний и внешний маркерные радиомаяки. Система светосигнального оборудования предназначена для светового обозначения взлётно-посадочной полосы и её участков, подходов к ней, обозначения РД их расположения, а также управления движением по А. с целью обеспечения пилотов визуальной информацией при выполнении взлёта, посадки и руления летательным аппаратом.
Военные А. также классифицируются по ряду признаков, в том числе по степени оборудованнсти и характеру использования — на основные, запасные и ложные, по назначению — на войсковые, учебные, трассовые и специальные.
Испытательные А. предназначаются для лётных испытаний летательных аппаратов, их оборудования, вооружения и другой авиационной техники (средств спасения, средств обслуживания летательных аппаратов, средств обеспечения полёта). По техническим характеристикам (число и длина взлётно-посадочной полосы, прочность аэродромных покрытий) испытательные А. относят к разряду сверхклассных. Испытательные А. имеет лётное поле, служебную техническую застройку и подъездные пути. По назначению испытательные А. подразделяются на научно-исследовательские и заводские.
Научно-исследовательские А. предназначены для лётных испытаний опытных образцов летательных аппаратов и лётных исследований авиационной техники. Заводские А. предназначены для отработки и испытаний серийных летательных аппаратов или их отдельных элементов, выпускаемых заводом или ремонтным предприятием. Испытательные А. оснащены обычными наземными средствами связи и радиотехнического обеспечения (РТО) полётов, а также специальными средствами для обеспечения лётных испытаний. К специальным средствам относятся системы внешнетраекторных измерений (измерительные радиолокационные станции, фазовые пеленгаторы, кинотеодолитные станции), радиотелеметрические системы, системы регистрации и обработки результатов измерении с помощью электронно-вычислительных машин, системы управления измерительным комплексом и отсчётом времени, система отображения отдельных этапов испытаний и управления лётными экспериментами.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
.