парашют

парашют
парашю́т
устройство для торможения движущихся предметов за счёт сопротивления воздушной среды. Используется для безопасного спуска с высоты людей, грузов, техники, космических аппаратов, для уменьшения пробега самолёта при посадке, для торможения гоночного автомобиля. Парашют содержит купол со стропами, крепящимися к подвесной системе или иной конструкции на спускаемом или тормозимом предмете. В комплект индивидуального парашюта для спуска человека входят ещё и вспомогательный вытяжной парашют и вытяжное кольцо с тросом, посредством которых вспомогательный парашют освобождается из ранца, а также сам ранец, где в сложенном виде находится весь комплект парашюта. Купол парашюта имеет круглую, прямоугольную, овальную или треугольную форму в плане, изготовляется из высокопрочных, лёгких, несминаемых тканей – шёлка, нейлона, капрона и т. п. Площадь купола спасательных или десантных парашютов 50–80 мІ. Грузовые парашюты могут иметь один купол площадью до нескольких тыс. мІ или многокупольную систему с примерно такой же или большей площадью и позволяют спускать грузы и технику массой до 20 т. Скорость нормального снижения парашюта 7 м/с.
Парашют
Парашют

Парашют вводится в действие либо вручную парашютистом посредством вытяжного кольца, либо автоматически через заданный промежуток времени с момента отделения груза от летательного аппарата, при достижении падающим телом установленной высоты или по сигналу из кабины лётчика. Первым высвобождается вытяжной парашют, который увлекается встречным воздушным потоком и вытягивает за собой стропы основного купола, и, наконец, сам купол. Набегающий поток воздуха наполняет внутреннюю полость купола, он полностью раскрывается и начинает притормаживать движение удерживаемого предмета. В отличие от спасательного, десантного или грузового парашютов, имеющих, как правило, полусферический купол, спортивный парашют чаще всего имеет прямоугольный или овальный купол площадью 17–21 мІ. Такой парашют может не только снижаться, но и перемещаться по желанию парашютиста в горизонтальном направлении со скоростью 9—13 м/с при скорости снижения 3–5 м/с. Управление парашютом осуществляется при помощи строп управления: поочерёдно подтягивая или ослабляя их, парашютист незначительно меняет форму раскрытого купола и таким образом регулирует направление и скорость снижения.
Впервые в истории прыжок с парашютом совершил с башни обсерватории французский физик Л. Ленорман в 1783 г. Его соотечественник воздухоплаватель А. Гарнерен в 1797 г. прыгнул с парашютом с воздушного шара. Первые парашюты имели жёсткий каркас и были малопригодны для использования. В 1911 г. российский изобретатель Г. Е. Котельников создал парашют с мягким куполом, который соединялся стропами с подвесной системой, укрепляемой на теле парашютиста. В сложенном виде парашют умещался в ранце, отсюда его название РК-1 – ранцевый парашют Котельникова, первая модель. В дальнейшем Котельников усовершенствовал свой парашют и создал ряд новых, в т. ч. грузовых парашютов. В 1970-х гг. появились т. н. планирующие парашюты, которые обладали высокой маневренностью, благодаря чему стали основным типом спортивных парашютов.

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

Парашют
(французское parachute, от греческого par(á) — против и французского chute — падение) — устройство для торможения объекта, движущегося в сопротивляющейся среде. Комплекс П., раскрывающихся последовательно один за другим, составляет парашютную систему. Для снижения скорости свободного падения лётчика (при вынужденном покидании летательного аппарата), десантника, спортсмена-парашютиста, технического объекта или груза служат спасательные, десантные, спортивные и грузовые П. Для обеспечения безопасной посадки космических аппаратов в атмосфере Земли (планет) применяются посадочные П. Для создания заданных усилий, направленных против вектора скорости движения объекта в воздухе, используются специальные П.: противоштопорные, стабилизирующие, вытяжные, тормозные.
Основные части П.: купол со стропами, крепящимися к подвесной системе, вытяжное кольцо с тросом и шпильками, ранец для компактного размещения купола, строп и вытяжного П. Используются П., имеющие различную форму купола в плане (круглую, прямоугольную, треугольную), площадь купола 50—80 м2. Площадь запасного П. 40—50 м2 (минимальная площадь для безопасного снижения человека с куполом тормозящего действия). Скорость нормального снижения П. не превышает 7 м/с. Купол П. выполняется из тканей (шёлк, хлопок, нейлон, капрон, стеклометаллизированных волокно и т. п.) различной воздухопроницаемости — от 0 до 500 дм3/(м2с), которые отличаются несминаемостью, высокими прочностью, термостойкостью и малой удельной массой.
П. вводится в действие принудительно — при отделении парашютиста от летательного аппарата на длину вытяжной верёвки (фала), один конец которой крепится к летательному аппарату, а другой — к вытяжному кольцу П., — от полуавтоматического прибора или вручную.
Схема и описание П. впервые даны Леонардо да Винчи (1475). Первые прыжки с П. совершили: с башни обсерватории — французский физик Л. С. Ленорман (1783), с воздушного шара — французский воздухоплаватель А. Ж. Гарнерен (1797). Эти П. имели жёсткий каркас., который поддерживал раскрытый купол. Первый ранцевый спасательный П. был создан в России в 1911 Г. Е. Котельникоеым. Его П. РК-1 с помощью подвесной системы крепился на спине лётчика. П. успешно прошёл испытания. Партия П. РК-1 (70 штук) поступила для снаряжения лётчиков тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». П. РК-1 использовался в воздухоплавании для прыжков с подбитых аэростатов во время Первой мировой войны. Котельников, совершенствуя свой П., создал модель с мягким ранцем (РК-3, 1923) и ряд грузовых П. Большой вклад в развитие парашютной техники в СССР внесли И. Л. Глушков, О. И. Волков, Н. А. Лобанов, А. И. Привалов, Ф. Д. Ткачёв и др., а также испытатели Е. Н. Андреев, В. Г. Романюк, П. И. Долгов и др. В 1956 в СССР был создан первый в мире щелевой манёвренный спортивный П. Т-2. Активное управление им и горизонтальную скорость перемещения обеспечивала реактивная сила воздушного потока, вытекающего через регулируемые щели в куполе. Дальнейшее развитие щелевого купола с втянутой вершиной обеспечило П. высокую манёвренность и аэродинамическое качество, равное 1, при вертикальной скорости снижения 5 м/с (Ут-15).
В 70-е гг. проводились исследования различных конструкций планирующих П., что привело к созданию индивидуальных П. с планирующим куполом в форме дельтавидного крыла (Дельта-II-УИНГ, США), парашюта-крыла прямоугольной формы в плане (RL-6, ГДР) с однослойным многощелевым крылом-куполом. Спортивный планирующий П. представляет собой крыло (с аэродинамическим качеством более 2,5) прямоугольной формы с двухслойной воздухонепроницаемой оболочкой. К таким П. относятся: ПО-9 (СССР), «Страто-стар» (США), RL-10 (ГДР). Эти планирующие П. имеют аэродинамическое качество 2,5—3,3, площадь крыла-купола 16,8—21 м2, скорость горизонтального полёта 9—13,5 м/с при скорости снижения 3—5 м/с. Управляют планирующим П. двумя стропами управления, которыми осуществляют рифление всей задней кромки купола или правой и левой её частей.
Грузовые П. позволяют десантировать грузы и технику массой до 20 т (например, бронетранспортёры). Они могут иметь один купол площадью до нескольких тысяч м или многокупольную систему. Грузы сбрасываются в контейнере или на платформе, сброс может производиться на малой высоте с помощью вытяжного П.
Противоштопорный П. (см. Противоштопорные устройства) применяется для аварийного вывода самолёта или планёра из штопора во время лётных испытаний (исследований их штопорных характеристик).
Стабилизирующие и вытяжные П. имеют самостоятельное назначение — стабилизацию объектов при свободном падении, при движении с горизонтальной скоростью (сброс грузов с малых высот), при извлечении грузов из летательного аппарата, но они используются главным образом в сложных парашютных системах в качестве промежуточных устройств для подготовки ввода в действие основного П.
См. также Тормозной парашют.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1994.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "парашют" в других словарях:

  • парашют — а, м. parachute m. 1. устар. Предохранительный рычаг, устройство, мешающее падению вертикально стоящего предмета. В ящике №3 шандал для двух свеч; я нашел его в лавке немца жестью работающего, к которому нечаянно зашел. Это в роде дорожных… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАРАШЮТ — (фр. parachute, от parer защищать и chute падение). Аппарат, в виде зонтика, служащий для замедления движения при спускании на землю; употребляется обыкновенно воздухоплавателями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Парашют — спортивный. ПАРАШЮТ (французское parachute, от греческого para против и французское chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПАРАШЮТ — ПАРАШЮТ, (парашут) муж., франц. складной зонт, который раскидывается воздухом при падении тела, удерживая стремительность паденья. Ракеты с парашютом, со щитом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • парашют — сущ., кол во синонимов: 7 • запаска (5) • параплан (6) • парашют автомат (1) • …   Словарь синонимов

  • ПАРАШЮТ — (французское parachute, от греческого para против и французское chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное устройство, матерчатый …   Современная энциклопедия

  • ПАРАШЮТ — (франц. parachute от греч. para против и франц. chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРАШЮТ — ПАРАШЮТ, парашюта. муж. (франц. parachute от parer предотвращать и chute падение). 1. Прибор для замедления падения с большой высоты, большой зонт с отверстием в середине, развертывающийся в воздухе при падении с воздушного шара, с самолета… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАРАШЮТ — [шу ], а, муж. Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолёта или спуска с высоты груза, космического аппарата, а также для уменьшения пробега при посадке самолёта, торможения гоночного автомобиля. Спасательный п.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАРАШЮТ — (Parachute) приспособление для замедленного спуска тела с большой высоты. П. состоит из матерчатого зонта (купола) с отверстием посредине (полюсное отверстие) и шелковых или пеньковых стропов, соединяющихся петлей. П. служит для высадки людей и… …   Морской словарь

  • Парашют — прибор, замедляющий падение тел в воздухе. Изобретениепринципа устройства парашюта относится к XIII стол., когда Рожер Бэкон всвоем сочинении De secretis operibusartis et naturae признаетвозможность постройки летательных машин и указывает на… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»