- манометр
- мано́метр
-
прибор для измерений давления жидкости и газа. В зависимости от конструкции чувствительного элемента различают манометры жидкостные, поршневые, деформационные и пружинные (трубчатые, мембранные, сильфонные). Существуют абсолютные манометры – измеряют абсолютное давление от нуля (полного вакуума), манометры избыточного давления – измеряют разность между давлением в какой-либо системе и атмосферным давлением, барометры (для измерений атмосферного давления), дифманометры (для измерений разности двух давлений, каждое из которых отличается от атмосферного), вакуумметры (для измерений давления, близкого к нулю) – в вакуумной технике. Основной конструктивный элемент манометра – чувствительный элемент, являющийся первичным преобразователем давления. Кроме манометров с непосредственным отсчётом, широко применяются бесшкальные манометры с унифицированными пневматическими или электрическими выходными сигналами, используемые в системах контроля, автоматического регулирования и управления различными технологическими процессами.Трубчатый манометр:
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.
- Манометр
-
(от греческого manos — редкий, неплотный и metreo — измеряю) — прибор или установка для измерений давления или разности давлений. М. является частью измерительных средств, применяемых на летательных аппаратов (см. Приемники давлений) испытательных стендах, в аэродинамическом эксперименте и т. д. В зависимости от назначения М. разделяются на дифференциальные (для измерений разности давлений), М. абсолютного давления, М. избыточного давления (для измерений разности между абсолютным значением измеряемого давления и абсолютным давлением окружающей среды), вакуумметры.
М. состоит из устройств: воспринимающего давление, преобразующего его в другую физическую величину (перемещение, силу, электрический сигнал и др.) и отсчётного, или регистрирующего.
Различают М.:
- жидкостные, основанные на уравновешивании измеряемого давления или разности давлений давлением столба жидкости;
- грузопоршневые, основанные на уравновешивании измеряемого давления давлением, создаваемым массой поршня, грузоподъёмного устройства и грузов (с учётом сил жидкостного трения);
- электрические, основанные на зависимости электрических параметров преобразователя от измеряемого давления; деформационные, основанные на зависимости деформации чувствительного элемента или развиваемой им силы от измеряемого давления (делятся на 3 основных вида: мембранные, сильфонные, трубчато-пружинные).
При измерениях аэродинамических наиболее употребительны электрические деформационные М., в которых деформация чувствительного элемента преобразуется в электрический сигнал (в этом случае чувствительный элемент соединён с параметрическим преобразователем — тензорезисторным, индуктивным, потенциометрическим, ёмкостным и т. д.).
В аэродинамическом эксперименте применяются как одноточечные, так и многоточечные М. (измеряют давление в ряде точек одновременно). Многоточечные М. подразделяются на батарейные, или групповые, представляющие набор одиночных М., и М. с коммутаторами пневмотрасс. Один коммутатор позволяет последовательно подсоединять к преобразователю давления от нескольких десятков до нескольких сотен пневмотрасс (чаще всего 48 пневмотрасс).
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
.