М60


М60
М60













       Танк М60 спроектирован по традиционной компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Компоновка танка осталась прежней, то есть с задним расположением силового отделения, как и у танка М48А2. Корпус и башня — литые. Лобовая часть корпуса выполнена с большими, чем у танка М48А2, углами наклона. Верхняя лобовая плита имеет толщину 120 мм и угол наклона к вертикали 64°; толщина крыши и днища корпуса в районе отделения управления — 50 и 40 мм соответственно. Толщина брони в районе боевого отделения и МТО уменьшена до 20 мм.
       Рабочее место механика-водителя располагается в отделении управления строго по продольной оси корпуса. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой (перед поворотом она приподнимается). В положении «по-боевому» обзор местности осуществляется с помощью трех перископических наблюдательных приборов, средний из которых взаимозаменяем с ночным инфракрасным прибором М36. Подсвечивается прибор ночного видения специальными фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится бое-укладка — алюминиевые гнезда для унитарных выстрелов к пушке М68 (15 гнезд — слева от сиденья, 11 — справа), непосредственно за креслом размещены аккумуляторные батареи. Несколько улучшена конфигурация башни полусферической формы и уменьшены ее размеры. На крыше башни установлена новая командирская башенка М19 увеличенных размеров, создающая более комфортные условия для работы командира в танке. Башенка снабжена смотровыми призмами, обеспечивающими командиру круговой обзор, и ручным приводом.
       Основное вооружение машины — 105-мм танковая пушка М68. Она состоит из трубы-моноблока, литого казенника, соединенного со стволом секторной резьбой, клинового затвора и эжекционного устройства, установленного в средней части ствола. Дульного тормоза на пушке нет. Орудие монтируется в люльке, корпус которой служит одновременно и наружным цилиндром противооткатных устройств. Углы вертикального наведения пушки от -10° до +20°. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы. Управление электромеханическими механизмами осуществляют командир танка и наводчик со своих пультов посредством рукоятки, поворачивающейся в двух плоскостях. Максимальная скорость поворота башни — 24 град/с, наведения пушки в вертикальной плоскости — 4 град/с. Пушка на танке не стабилизирована.
       Заряжание — ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. В боекомплект пушки входят 60 выстрелов (26 размещены в отделении управления, 34 — в боевом отделении) унитарного заряжания с электрозапальным устройством со снарядами пяти типов:
       — бронебойный подкалиберный снаряд М392 с отделяющимся поддоном и сердечником из карбида вольфрама, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60°;
       — компенсированный (с невращающимся зарядом) кумулятивный снаряд М456;
       — бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ и легкоде-формируемой головной частью;
       — снаряд М494 с готовыми стреловидными убойными элементами; дымовой снаряд М416.
       Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда — 1478 м/с.
       В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия в маске пушки) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15° до +60°), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола. Боекомплект состоит из 1050 патронов калибра 12,7 мм и 5500 патронов калибра 7,62 мм.
       Основная система управления огнем прямой наводкой состоит из нового монокулярного прицела-дальномера М17С, которым пользуется командир танка.
       Дальномер имеет базу 2000 мм и 10-кратное увеличение. Дальность измерения до цели — 500...4000 м. Корпус прицела-дальномера связан с орудием параллелограммным механизмом. Наводчик пользуется перископическим (основным) прицелом М31 и телескопическим шарнирным (вспомогательным) прицелом М105С. Оба имеют переменное увеличение (однократное и восьмикратное) и сетки со шкалой дальностей, проградуированной в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С. Как и на предыдущих танках, в систему управления огнем входят баллистический вычислитель M13A1D, мало чем отличающийся от такого же прибора танка М48А2, и баллистический привод М10, связывающий баллистическии вычислитель пушки, прицел-дальномер и перископический прицел. Определяемое дальномером расстояние через баллистический вычислитель автоматически вводится в сетки прицела наводчика и прицел дальномера командира танка. Поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры вносятся специальным датчиком.
       Наведение пушки при стрельбе с закрытых позиций осуществляется с помощью указателя азимута М28А1 и квадранта М13А1, которые усовершенствованы, по сравнению с такими же приборами танка М48А2.
       Работа наводчика (в отличие от танка М48А2) облегчена за счет двойной градуировки сеток всех трех прицелов, рассчитанных на использование двух разных типов боеприпасов — огонь можно вести, не пользуясь таблицей поправок, учитывающих разницу в массе снарядов. Для командира предусмотрена вторая рукоятка управления механизмами наведения. У него имеется своя система управления огнем и он может произвести выстрел вместо наводчика.
       Обзор по горизонту командиру обеспечивают восемь скошенных стеклоблоков М41, установленных по периметру командирской башенки. В последней находятся пулеметный прицел М71-28С, предназначенный для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям, и прибор наблюдения М34. Один призменный наблюдательный прибор кругового вращения М27 установлен у заряжающего, а три — у механика-водителя.
       Силовая установка танка — четырехтактный 12-цилиндровый V-образный танковый дизель AVDS-1790-2 «Континенталь» воздушного охлаждения с турбонаддувом. Мощность дизеля — 750 л.с. при 2400 об/мин. Основное его преимущество — значительное снижение расхода топлива, по сравнению с бензиновым двигателем танка М48А2. Кроме того, он герметизирован и может работать под водой. Двигатель в сборе с силовой передачей размещен вдоль продольной оси танка. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) танка М60 снабжено таким же теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов, как и МТО танка М48А2. Выхлопные трубы двигателя выведены в специальный надмоторный отсек, закрытый сверху теплоизоляционной крышей, в котором отработавшие газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жалюзи. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температуре воздуха до — 30°С. Вспомогательный двигатель для привода зарядного агрегата на этом танке не предусмотрен. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л, все они располагаются в забронированном объеме.
       Силовая передача — гидромеханическая трансмиссия CD-850-6 «Кросс-Драйв», выполненная аналогично трансмиссии танка М48А2 и состоящая из гидротрансформатора, трехступенчатой планетарной коробки передач и многорадиусного планетарного дифференциального механизма поворота.
       Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2, за исключением незначительных изменений, внесенных в ее конструкцию. В частности, на М60 исключены натяжные ролики, использованы более жесткие торсионные валы, позволившие несколько увеличить клиренс машины, опорные (кроме крайних) и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на первом и шестом опорных катках смонтированы ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Опорные катки (по шесть на борт) — двускатные, обрезиненные, со съемными дисками и ступицами из алюминиевого сплава, их динамический ход — 206 мм. Катки взаимозаменяемые, с направляющими колесами. Поддерживающие катки (по три на борт) также имеют резиновые бандажи. Ведущие колеса — со стальными съемными зубчатыми венцами. Гусеницы шириной 710 мм — полностью с обрезиненными траками Т97 и резинометаллическими шарнирами. Ресурс гусениц по пробегу составляет 1500 — 2000 тыс. км. Радиооборудование танка состоит из одной УКВ радиостанции AN/GRC-3 (или AN/GRC-4, -5, -6, -7 или -8), обеспечивающей устойчивую связь в радиусе 32 — 40 км, и танкового переговорного устройства AN/V1A-4 с гнездом подключения полевого телефона.
       Кроме того, на М60 может устанавливаться рация, работающая в диапазоне частот, используемых авиацией.
       Танк оснащен фильтро-вентиляционной установкой Е37Р1, такой же, как у М8А2, специальными танковыми противогазами и капюшонами для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологического оружия, рентгенметром, автоматической системой противопожарного оборудования и воздушными обогревателями (для обогрева экипажа).
       Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке предусмотрено специальное оборудование, а установка трубы-лаза обеспечивает танку подводное вождение (до 5 м). Герметизация погона башни осуществляется с помощью резинового кольца-трубки, в которую нагнетается воздух ручным насосом.
       Серийное производство танков М60 осуществлялось арсеналом фирмы «Крайслер» в Детройте с 1959 по 1987 год. Первые же прототипы М60 были изготовлены на заводе в Делавере. Всего был выпущен 15 221 танк четырех модификаций: М60, М60А1, М60А2 и М60АЗ; из них М60 — 900 единиц.
М60А1
       Первый вариант М60 представлял собой определенный компромисс между требованием увеличения защищенности и сроками принятия на вооружение: испытания показали — бронезащита башни М48 не способна противостоять снарядам 100-мм советской танковой пушки. Сказавши «А» (новый корпус), требовалось сказать и «Б» (новая башня). В 1962 году с конвейера арсенала фирмы «Крайслер» в Детройте начали сходить танки М60А1. Одинаковый погон старой и новой башен позволил провести смену моделей на сборочной линии безболезненно.
       В конструкцию танка М60А1 был введен ряд усовершенствований, а именно:
       — установлена новая башня улучшенной конфигурации, обладающая повышенной, по сравнению с башней танка М60, снарядостойкостью (толщина лобовой брони — 180 мм), обеспечивающая лучшие условия работы экипажа в боевом отделении;
       — применена усовершенствованная система управления огнем, в которую включен комплект инфракрасных приборов наблюдения и прицелов, обеспечивающих ведение стрельбы ночью. Для механика-водителя предусмотрен инфракрасный перископический прибор М24, для наводчика — инфракрасный перископический прицел М32 восьмикратного увеличения, который устанавливается на месте дневного прицела М31; для командира — инфракрасный прицел М36 восьмикратного увеличения и инфракрасный бинокль ХМ 18, для заряжающего — перископический прибор ночного видения М37. Подсветка инфракрасных приборов ночного видения осуществлялась многоцелевым (ИК и видимого спектра) высокоинтенсивным ксеноновым газоразрядным прожектором AN/VSS-1 мощностью 2,2 кВт, смонтированным на маске пушки. Включение и выключение лампы прожектора, выбор фильтра и угла рассеивания производятся наводчиком или командиром танка с помощью пульта управления, расположенного около их сидений. Эти приборы стали устанавливать и на ранее выпущенных танках М60.
       На танках М60А1, выпущенных после 1965 года, в систему управления огнем введен новый электрический баллистический вычислитель М16, учитывающий данные прицела-дальномера, поправки на падение начальной скорости вследствие износа канала ствола пушки и рассогласование оси канала ствола и нулевой линии прицеливания. Суммарная поправка вычислителем М16 автоматически вводится в перископический прицел наводчика и прицел-дальномер командира танка.
       Кроме того, улучшены условия работы механика-водителя за счет усовершенствования механизмов управления танком: рулевое колесо заменено Т-образным рычагом, изменено расположение некоторых органов управления и контрольных приборов, применены новый гидропривод тормозов силовой передачи и механический остановочный тормоз; введены телескопические амортизаторы на первый, второй и шестой опорные катки ходовой части.
       В конце 1960-х годов командование армии США в ответ на появление новых советских танков (Т-62 и Т-64) приняло трехступенчатую программу модернизации танков М60А1. Так, начиная с 1971 года на танки М60А1 стали устанавливать двухплоскостную электрогидравлическую систему стабилизации орудия (Add-On Stabilization — AOS) фирм «Кадиллак Гейдж» и «Ханиуэлл», новые гусеницы с траками Т142, имевшие восьмиугольные резиновые асфальтоходные подушки (ресурс гусениц с траками Т142 достиг 5 — 6 тыс. км). Боекомплект пушки увеличился на три выстрела. Несмотря на наличие стабилизатора, возможность ведения прицельного огня из пушки с ходу танком М60А1 (AOS) практически исключалась из-за наличия механической связи прицела-дальномера с орудием.
       Очередной этап модернизационной программы начался в 1974 году. Усовершенствованию подверглись силовая установка танка и электрооборудование. Целью модернизации по программе RISE (Reliability Improved Selected Eqipment) являлось увеличение надежности систем и агрегатов. Новый вариант дизеля — AVDS-1790-2D — имел, кроме того, больший ресурс. После замены 300-амперного электростартера на 650-амперный дизель получил обозначение AVDS-1790-2C. В вариант М60А1 (RISE) переделывались машины модели М60А1 (AOS). Переоборудование танков по последнему, третьему, этапу долгосрочной модернизационной программы началось в 1977 году. На этом этапе предусматривалось оснащение машин пассивными приборами ночного видения на электронно-оптических усилителях изображения. Такие приборы — М36Е1 — устанавливались на командирской башенке и у механика-водителя вместо среднего перископа. Прибор ночного видения М36Е1 представляет собой модификацию прибора М36, в котором активный ИК-модуль ночного видения заменен на пассивный электронно-оптический. Активный и пассивный модули взаи-мозаменямы, поэтому сохранялась возможность использования тепло-визионного канала, для чего на танке был сохранен ксеноновый прожектор. Помимо этого, машина оснащалась усовершенствованными устройствами преодоления водных преград по дну. В состав оборудования для подводного вождения входила воздухопитающая труба-лаз, устанавливаемая над люком заряжающего, направление движения под водой выдерживалось с помощью гирополукомпаса. Эти машины получили обозначение М60А1 (RISE/PASSIVE).
М60А2
       Модификация М60А2 была принесена в жертву всемогущим в 1960-е годы ракетчикам. Машина, точнее ее башня, проектировалась для установки системы управляемого противотанкового оружия «Шиллела». Изначально ракета разрабатывалась для установки на легкий аэротранспортабельный танк М551 «Шеридан». «Шиллела» выстреливалась из пушки калибра 152-мм подобно обычному снаряду. Потенциально великолепные характеристики ракеты (высокая точность поражения целей на дальностях в 2 — 2,5 раза превосходящих дистанции эффективной стрельбы традиционными боеприпасами) заставили военных выступить с инициативой установки 152-мм орудия/пусковой установки ХМ81Е13 (после доработок пушка получила индекс М162) на основной американский линейный танк М60. Для отработки башни со 152-мм пушкой в рамках программы танка ХМ66 было изготовлено четыре различных ее варианта (от «А» до «D»). Башни «А» и «В» проектировались с чистого листа, имели относительно низкий силуэт и лучшую баллистическую форму; в кормовой части обеих башен размещалась 20-мм автоматическая пушка. Башня «В» представляла собой достаточно традиционную конструкцию, а 20-мм пушка монтировалась в командирской башенке. В свою очередь, вариант «D» был не чем иным как приспособленной под 152-мм орудие башней от М60А1. Наиболее перспективным из-за меньшей массы представители армии сочли вариант «В».
       Два прототипа ракетного танка М60А1Е2 передали на испытания зимой 1965/66 года. Недостатки как самой ПТУР MGM-51A «Шиллела», так и новой башни выявились уже в самом начале испытаний. Больше всего проблем породил вышибной заряд ракеты. Он оказался чрезмерно чувствительным к влажности, при неосторожном с ним обращении не исключалась детонация, ну и, как водится, у боеприпасов со сгораемой гильзой последняя нередко сгорала не полностью. В принципе, недостатки заряда являлись всего лишь «болезнью роста», для их преодоления требовалось только время. Более серьезной проблемой стала неадекватность легкой башни тяжелому орудию: при выстреле обычным снарядом более сильная, чем при пуске ракеты, отдача сбивала наводку орудия — пришлось спешно разрабатывать новую трехступенчатую систему компенсации отката ствола после выстрела и усиливать узлы крепления к башне приборов управления огнем.
       Стремление принять на вооружение эффективное противотанковое средство оказалось велико: несмотря на сырую конструкцию и незавершенную программу испытаний, армия США выделила в 1966 году средства на закупку 243 «ракетных» башен для установки на шасси уже построенных танков М60А1 и зарезервировала заказ на 1967 год, предусматривающий изготовление с нуля 300 танков с ПТУР «Шиллела» под обозначением М60А2. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — в докладе, представленном министром обороны США Конгрессу в 1970 году, отмечалось: «Усилия армии по усовершенствованию танка М60А1 путем интеграции в его конструкцию системы управляемого оружия «Шиллела» не увенчались успехом: 300 танков М60А1Е2, предусмотренных к закупке бюджетом на 1967 финансовый год в существующей конфигурации, не могут быть приняты на вооружение. Представители армии не уверены в возможности преодоления проблем, связанных со стабилизацией башни при выстреле в достаточно сжатые сроки, обеспечить должную надежность в обозримом будущем вряд ли удастся».
       Армейское командование к сентябрю 1971 года сочло результаты испытаний доработанных прототипов М60А1Е2 удовлетворительными. Танку был присвоен официальный индекс М60А2, а в ноябре того же года серийному производству и переоборудованию ранее построенных М60А1 в вариант А2 дали зеленый свет. Тем не менее, в строевые подразделения М60А2 поступили только в 1973 году. Изготовление танков М60А2 и переоборудование в них М60А1 осуществлялось в 1973 — 1975 годах. Всего было выпущено 526 единиц М60А2.
       Несмотря на все свои недостатки М60А2 стал этапной машиной в истории мирового танкостроения с точки зрения системы управления огнем и заслужил самую высокую оценку у специалистов. Практически он оказался едва ли не первой успешной попыткой увязать в единый автоматизированный комплекс различные приборы и датчики первичной информации, вырабатывающие данные для стрельбы из пушки. Ключевыми элементами СУО являлись лазерный дальномер и электронный аналогово-цифровой баллистический вычислитель М19. К разработке лазерных дальномеров в США приступили еще в начале 1950-х годов, первый экспериментальный образец такого дальномера, «Колидар I», был изготовлен фирмой «Хьюз Эйркрафт», а в 1966-м началось производство опытной партии приборов для танков М60А1Е2. Использование лазерного дальномера должно было компенсировать относительно низкие баллистические характеристики 152-мм орудия при стрельбе обычными снарядами. Преимущество лазерного дальномера перед оптическим заключается в более высокой точности измерения расстояния до цели, возможности полной автоматизации процесса измерения дальности и в легкости сопряжения с другими элементами автоматизированной системы управления огнем.
       Танковый перископический прицел-дальномер для танка М60А2 разработал Франкфордский арсенал. Дальномер представляет собой объединение модернизированного дневного канала прицела М32 и электронных компонентов портативного дальномера на основе рубинового лазера. Диапазон измерения лазерным дальномером расстояния до цели — от 450 м до 5000 м, точность измерения составляет ±10 м.
       Система управления огнем, установленная на М60А2, по своей сложности и эффективности среди всех западных танков была соизмерима лишь с СУО танка «Леопард-2». Электронный вычислитель вырабатывает данные для стрельбы с учетом расстояния до цели, типа снаряда, температуры воздуха и заряда, скорости и направления ветра, атмосферного давления, скорости и направления перемещения цели относительно танка, износа канала ствола, угла крена цапф орудия.
       Танк М60А2 оснащается двухплоскостной системой стабилизации орудия и бесподсветочными приборами ночного видения. Боекомплект к пушке/пусковой установке включает 13 ПТУР «Шиллела» и 33 152-мм выстрела. Вспомогательное вооружение аналогично танку М60А1: один пулемет калибра 12,7 мм установлен в командирской башенке и один 7,62-мм пулемет — в маске пушки. Проблемы с башней «В» побудили инженеров фирмы «Крайслер» искать альтернативное решение. Выход виделся в адаптации башни «единого» американо-западногерманского танка МВТ70 к корпусу танка М60А1. Башня МВТ70 имела более удачную с точки зрения защищенности форму, а ее большие размеры и масса позволяли решить проблему чрезмерной отдачи; более того, допускалась установка 152-мм орудия ХМ150 с более длинным стволом, за счет чего увеличивалось поражающее воздействие традиционного бронебойного снаряда. Одно время для пушки ХМ150 разрабатывались ядерные боеприпасы. Боекомплект к пушке состоял из 57 снарядов и 13 ПТУР. Установка башни «В» уменьшала массу М60А1 примерно на 2 т, в то время как монтаж башни от МВТ70, наоборот, увеличивал массу на добрых 800 кг.
МОДЕЛЬ «К»
       Неудачи с «ракетными» башнями привели к еще одной попытке усилить огневую мощь «Паттона» — установить на него экспериментальную башню с перспективным 120-мм орудием «Дельта». Однако разработку данного варианта пришлось аннулировать по причине нехватки финансов: львиная доля бюджета министерства обороны уходила на войну в Индокитае.
       Проект танка М60 со 120-мм орудием известен как модель «К». Была изготовлена, по меньшей мере, одна башня «К» с такой пушкой.
М60АЗ
       Танк варианта A3 стал последней модификацией М60, запущенной в серийное производство. При проектировании был учтен опыт, полученный в ходе модернизации М60А1 и при разработке М60А2, а также ликвидированы узкие места конструкции, выявленные в боях ближневосточной войны 1973 года.
       Причиной выхода из строя в боевых условиях множества М60 стало заклинивание башни: мощности механизма поворота не хватало, чтобы перемолоть осколок снаряда, клинящий башню. Исправные в целом танки лишались возможности вести прицельную стрельбу, после чего становились добычей арабской ПТО, окончательно добивавшей «паттоны». Установка более мощных электрогидравлических приводов частично решила проблему. Неважно зарекомендовали себя в боевых условиях пулеметы М73, их следовало заменить более надежными бельгийскими MAG58 (американское обозначение М240).
       В середине 1970-х годов основным приоритетом в США считалась не модернизация М60, а разработка нового танка ХМ1, поэтому доводку М60А1 предполагалось вести так, чтобы не вносить радикальных изменений в конструкцию. К примеру, установку более мощного механизма поворота осуществляли достаточно просто, не затрагивая других систем и агрегатов. И все же именно арабо-израильская война 1973 года стала причиной появления на свет М60АЗ. Чтобы восполнить немалые потери в танках своего стратегического союзника, американцы срочно перебросили несколько сотен М60А1 из Европы в Израиль, уменьшив тем самым бронетанковую группировку в ФРГ до критического уровня. Поставки новых танков М1 задерживались. Программа создания будущего «Абрамса» откровенно пробуксовывала, причем так, что некоторые генералы предложили ее вообще аннулировать, сосредоточив все усилия на улучшении М60. Как часто бывает, лучшим оказалось компромиссное решение: работу над «Абрамсом» продолжили, параллельно совершенствуя очередной вариант «Паттона».
       Для придания возможности поражать цели с ходу первым выстрелом на М60АЗ устанавливается система управления огнем, разработанная на основе СУО танков М60А1 и М60А2. Комплекс приборов командира танка М60АЗ состоит из лазерного монокулярного прицела-дальномера AN/WG-2, перископического комбинированного (с дневным и ночным каналами) прицела/прибора наблюдения М36Е1 и восьми стеклоблоков М41, установленных в командирской башенке. Лазерный прицел-дальномер размещен на посадочных местах оптического дальномера М17. Для визирования цели и выхода лазерного излучения используется правая броневая головка, оставшаяся от оптического дальномера. Лазерный дальномер оснащен выносным пультом управления, установленным у наводчика. Следует отметить, что определение дальности до цели с помощью выносного пульта дает существенную погрешность. У наводчика имеются основной комбинированный прицел М35Е1 и вспомогательный телескопический прицел M105D, аналогичный использовавшимся на более ранних моделях М60. На танке установлен цифровой баллистический вычислитель «Хьюз» М21 на твердотельных элементах. Однако на М60АЗ СУО еще не представляла собой единый комплекс — реально поражение цели с хода первым выстрелом оставалось весьма проблематичной задачей, несмотря на наличие лазерного дальномера, баллистического вычислителя и двухплоскостной системы стабилизации орудия. Вычислитель М21 оснащен встроенной системой самоконтроля, позволяющей тестировать не только элементы собственно вычислителя, но и сопряженные с М21 узлы системы управления оружием. Как и на М60А1 (PASSIVE), на М60АЗ имеются взаимозаменяемые активные и пассивные модули приборов ночного видения. Подсвечиваются ИК-приборы ксеноновым прожектором AN/VSS-3A, имеющим меньшие размеры и потребляемую мощность, по сравнению с прожектором AN/VSS-1 танка М60А1. Особенностью прожектора AN/VSS-3 является использование гибкого металлического отражателя, позволяющего плавно изменять ширину луча в пределах от 1° до 7°.
       Ствол пушки танка М60АЗ оснащен теплоизоляционным кожухом. С целью маскировки машины на поле боя в МТО смонтирована термодымовая аппаратура (ТДА), работающая по принципу впрыска топлива в струю горячих выхлопных газов. ТДА на американском танке появилась под влиянием успешного использования подобной аппаратуры арабскими танкистами, воевавшими на советских боевых машинах, оборудованных такими системами. Дымогенераторы отрабатывались на М60АЗ в Форт-Ноксе в середине 1970-х годов. Первоначально аппаратура представляла собой две бочки с топливом, открыто установленные на крыше МТО, и форсунки, впрыскивающие топливо непосредственно из бочек в струю выхлопных газов. В дополнение к ТДА по бортам башни М60АЗ монтируется по одному блоку дымовых гранатометов М239 (шесть в блоке). М239 представляют собой адаптированные к установке на М60 английские гранатометы, используемые на основном боевом танке «Чифтен».
       Серийное производство М60АЗ началось в 1978 году Всего было изготовлено 1811 танков этой модификации, из которых более 1200 единиц поставили в третьи страны.
М60АЗ TTS
       С 1979 года выпускался вариант М60АЗ TTS (Tank Termal Sight), оснащенный тепловизионным прицелом наводчика AN/VSG-2, имеющим окулярную отводку тепловизионного канала к командиру (полигонные испытания новый прицел проходил еще в 1977 году на танках М60 в Форт-Нокс и Юме). На башне танка появилась мачта с датчиками атмосферных параметров, информация от которых вводилась в баллистический вычислитель автоматически. СУО представляла собой единый комплекс гораздо в большей степени, чем на танках более ранних моделей. Автоматический контур системы управления оружием состоит из танкового баллистического вычислителя М21, командирского прицела-дальномера AN/WG-2, прицела наводчика AN/VSG-1 (установлен вместо прицела М35Е1), стабилизатора оружия, баллистического привода М10А4 и датчиков атмосферных параметров. Прицел командира М36Е1 и вспомогательный прицел наводчика с вычислителем не связаны.
       Модернизация танков М60А1, находившихся на вооружении армии США, до уровня М60АЗ TTS началась в 1981 году.
ТАНКИ М60 С ДИНАМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ
       В 1982 — 1983 годах лаборатория баллистики Абердинского полигона проводила изучение возможности усиления защищенности танка М60 от ПТУР с кумулятивной боевой частью путем установки накладной динамической брони. Испытания машин с динамической защитой были начаты на Абердинском полигоне в июле 1985 года. Испытательные стрельбы различными противотанковыми боеприпасами проводились по трем оборудованным такой броней танкам М60АЗ и по трем корпусам и башням. С 1988 года танки М60АЗ Корпуса морской пехоты США стали оснащаться динамической защитой.
«СУПЕР М60»
       Танк «Супер М60» фирма «Теледайн Континенталь» предложила в свете идей об отказе от разработки и производства М-1, высказываемых отдельными представителями генералитета. Фирма «Теледайн Континенталь» специализировалась на создании танковых дизелей серии AVDS-1790. Проект радикального улучшения боевых качеств М60А1 инженеры фирмы связывали с использованием дизеля AVCR-1790, мощность которого удалось поднять до 1200 л.с. Поскольку новый мотор имел примерно те же габариты, что и дизель AVDS-1790, его без особых проблем можно было разместить в МТО танка М60.
       Ходовой макет танка «Супер М60» разрабатывался инженерами «Теледайн Континенталь» в кооперации с западногерманской фирмой «Ренк». Практически, получился новый танк, который отличался от М60 в большей степени, нежели М60 от М48. Более мощный дизель потребовал установки новой гидромеханической трансмиссии («Ренк» RK-304), способной передавать эту мощность. Вместо торсионной подвески опорных катков применялась индивидуальная гидропневматическая. Усиление броневой защиты предлагалось произвести за счет навески на расстоянии примерно 20 мм от noверхностей корпуса и башни катаных бронелистов, ходовая часть прикрывалась броневыми экранами. Предусматривалась возможность заполнения полостей между основной и накладной броней полимерными материалами.
       Работы по танку «Супер М60» фирмы «Теледайн Континенталь» и «Ренк» проводили на собственные средства в расчете на возможный заказ от армии США или вооруженных сил других стран, предусматривающий модернизацию уже изготовленных М60А1 до уровня «Супер М60». Увы, заказов так и не поступило. Опытный образец «Супер М60» был изготовлен в конце 1970-х годов.
М60А4
       Эта модель представляет собой неосуществленный проект модернизации танков М60 по заказу Национальной гвардии США. Программа предусматривала переделку 12 машин в 1989 году, 48 — в 1990-м и 120 — в 1991-м, с последующим выходом на уровень 450 единиц в год. По финансовым причинам программа была аннулирована.
       Предполагалось, что танк М60А4 будет вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, на нем планировалось установить новый дизель мощностью 1050 л.с, автоматическую трансмиссию, накладную броню, низкопрофильную командирскую башенку, усовершенствовать ходовую часть и воздушные фильтры.
Тактико-техническая характеристика


Библиография:

Энциклопедия танков. 2010.


.

Смотреть что такое "М60" в других словарях:

  • М60 — M60 Галактика История исследования Дата открытия 1779 год Обозначения NGC 4649, Arp 116, M60 Наблюдательные …   Википедия

  • М60 (автомагистраль) — М60 …   Википедия

  • М60 (трасса) — М60 …   Википедия

  • Дискография Владимира Высоцкого — См. также: Высоцкий, Владимир Семёнович В статье приведена информация об основных изданиях пластинок с записями выступлений Владимира Высоцкого. Фактически изданий, особенно в последнее время, было гораздо больше, однако они, в основном,… …   Википедия

  • М48 — М48 …   Энциклопедия техники

  • M60 (пулемёт) — M60 Пулемёт M60 Тип: единый пулемёт Страна …   Википедия

  • Автомобильные дороги федерального значения Российской Федерации — Схема основных автомагистралей России Автомобильные дороги федерального значения  важнейшие автомобильные дороги России. К ним относятся дороги: соединяющие Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов… …   Википедия

  • M1 "АБРАМС" —        История создания самого современного американского танка Ml “Абрамс” восходит в концу 50 х годов, когда на фирме Пасифик Кар Корпорейшн было разработано экспериментальное гусеничное шасси. Предполагалось, что шасси послужит основой для… …   Энциклопедия техники

  • M60 (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. M60. 105 mm Gun Full …   Википедия

  • Автомобильные дороги России регионального значения — Автомобильные дороги регионального значения  дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. В зависимости от вида дороги могут иметь префикс Р, А либо К и номер. Кроме префикса и номера… …   Википедия

Книги