- АСУ-57
- АСУ-57
-
БРОНЕВОЙ ЩИТ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ
Именно так образно называют боевые самоходные машины АСУ-57. По сути АСУ — артиллерийские самоходные установки — основная огневая мощь десантных войск. Тяжелые военные самолеты принимают на борт подразделения воинов и технику. А через некоторое время над площадкой приземления раскрываются десятки парашютов. На многокупольных — плавно опускаются военные машины, укрепленные на специальных платформах, на однокупольных — десантники. Но вот момент приземления позади. Солдаты расшвартовывают самоходки, экипаж занимает рабочие места, звучит команда: "Заводи!" И уже мчатся навстречу противнику юркие приземистые машины, поддерживая мощным огнем пехоту.
Что же представляет собой АСУ-57? Самоходная установка с 57-мм артиллерийским орудием. И это немало, если учесть, что вся масса машины составляет чуть более трех тонн. Такое соотношение массы и калибра — пожалуй, главное, что подтверждает удачность конструктивного решения.
Говоря о боевых возможностях самоходки, отметим высокую скорострельность пушки — от 6 до 10 выстрелов в минуту. Этот показатель во многом зависит от условий боя, степени подготовленности и слаженности экипажа и других факторов.
Другая важная характеристика — дальность стрельбы. Для пушки такого класса она при высоте цели 2 м составляет 1250 м (при прямой наводке), а наибольшая — 6000 м (стволу орудия придается некоторый угол возвышения).
При ведении боевых действий, и особенно при бое в тылу противника, самоходная установка может встретить самые разнообразные цели. Экипаж должен быть готов поразить их метким огнем. И тут встает вопрос о боеприпасах.
В боекомплект пушки входят самые различные снаряды, а точнее, артиллерийские выстрелы унитарного заряжения (снаряд, соединенный с гильзой). Заряжать пушку очень удобно — в один прием, одним движением.
Для стрельбы применяются унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом (масса 6,61 кг), с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (масса 5,94 кг) и с осколочной гранатой (масса 6,79 кг).
В боекомплекте АСУ-57 — 30 выстрелов унитарного заряжения к пушке, 300 патронов к автомату Калашникова, 20 ручных гранат Ф-1 и 20 сигнальных патронов к 26-мм сигнальному пистолету. Какой снаряд назначить для поражения конкретной цели, определяет командир самоходной установки.
Эту боевую бронированную гусеничную машину, вооруженную 57-мм пушкой, отличает особая надежность, живучесть, неуязвимость при попадании снарядов. Гусеничный движитель обеспечивает машине высокую подвижность, проходимость (по хорошей грунтовой дороге — 25 км/ч, по шоссе от 30 до 45 км/ч) и такую важную боевую характеристику, как маневренность. Ведь поле боя не ровная площадка, на пути движения самоходки могут встать различные препятствия; ямы V рытвины, холмы и овраги, заболоченные или заснеженные участки, водные преграды,
Например, ров или траншею шириной до 1,4 м, вертикальную стенку высотой до 0,5 м АСУ-57 преодолеет с ходу. Максимальный угол подъема (или спуска) может достигать 30°. И при том самоходка весьма устойчива — не опрокидывается. Так, при движении поперек склона крен может достигать 24°. Но вот через водную преграду АСУ может пройти только вброд: "плавать" она не умеет. Глубина проходимости брода — до 0,7 м. Особенно ценно в машине то, что удельное давление ее на грунт составляет незначительную величину — 0,35 кг/см2 (давление на грунт взрослого человека). Достигается это за счет широкого трака (204 мм) гусеничного движителя, который позволяет самоходке успешно двигаться по заболоченной местности, сыпучим и заснеженным участкам.
Важнейшая характеристика любой военной машины — запас хода. Под этим понимают, максимальное расстояние, которое она пройдет со средней скоростью до полной выработки топлива (до следующей заправки). Для авиадесантной самоходной установки этот показатель весьма значителен — 250 км.
Посмотрим, какими ценными качествами еще обладает артиллерийская установка.
Прежде всего отметим совершенство ее компоновки. Конструкторам удалось "плотно" разместить вооружение, экипаж, двигатель и множество различного оборудования в сравнительно небольшом объеме.
Корпус АСУ-57 делится перегородкой на две части: носовую и кормовую. Носовая часть — силовое отделение. Здесь размещается двигатель со всеми вспомогательными системами и механизмами. Кормовая — боевое отделение. В нем расположено вооружение с боеприпасами, прицельные приспособления и приборы наблюдения, радиостанция, все рычаги и педали управления.
Обращает на себя внимание такая деталь, как двухкамерный дульный тормоз. Он имеет прямое отношение к компоновке машины. При выстреле возникает огромная отдача. Назначение дульного тормоза — "тормозить" ствол. Механизм его действия таков: как только снаряд вылетит из канала ствола, следующие за ним пороховые газы с силой ударяются о стенки окон дульного тормоза и толкают его вместе со стволом вперед. Тем самым частично поглощается энергия отката. А это, в свою очередь, дает возможность сделать противооткатные устройства более компактными. Поэтому в целом и габариты авиадесантной установки небольшие: длина без пушки — менее 3,5 м, ширина — чуть больше 2 м, высота с тентом — около 1,5 м. А если опустить щиты, что экипажу сделать нетрудно, то АСУ-57 "присядет", станет по пояс взрослому человеку.
Все это придает боевой машине одно немаловажное качество — она легко маскируется на местности, скрываясь в складках рельефа.
Теперь о броне. Вся машина надежно укрыта стальным панцирем. Амбразура пушки для защиты боевого отделения от пуль, осколков и свинцовых брызг имеет броню так называемого сферического типа.
Экипаж артиллерийской самоходной установки состоит из командира, механика-водителя и заряжающего. Командир — "кормчий" самоходки и обязан быть, как говорится, мастером на все руки: командовать экипажем, наблюдать за полем боя, обнаруживать цель, наводить пушку и производить выстрел. Он же выполняет обязанности радиста.
О связи следует рассказать подробнее. Она обеспечивается приемо-передающей, телефонной, с частотной модуляцией радиостанцией Р-113, размещенной в боевом отделении — перед сиденьем командира. Каковы же ее возможности?
Радиостанция рассчитана на работу со штыревой антенной высотой от 1 до 4 м. При хороших условиях слышимости можно "достать" корреспондента, находящегося на удалении до 20 км. Особенно ценно в Р-113 то, что можно устанавливать связь без поиска и подстройки. Конструкторы предусмотрели 96 фиксированных частот, расположенных одна от другой через 25 кГц. Это очень удобно. На любой фиксированной частоте обеспечивается беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение. Прием и передача, разумеется, ведутся на общей частоте.
Для внутренней связи предусмотрено танковое переговорное устройство типа Р-120 на три абонента. Члены экипажа могут свободно переговариваться между собой.
Весь экипаж располагается в боевом отделении: сиденье командира находится спереди у левого борта; механика-водителя — спереди у правого борта; заряжающий сидит позади механика-водителя.
Теперь о функциях членов экипажа. Водить самоходку не так просто, как кажется на первый взгляд. Судите сами.
Раздается команда: "Короткая!" — это значит механику-водителю надо остановить самоходную установку, чтобы командир смог выстрелить по цели. Продолжительность короткой остановки должна быть не более 4 — 6 с. В этот незначительный отрезок времени выполняется большой объем работы. Услышав команду, механик-водитель уменьшает обороты двигателя, включает низшую передачу, на которой возможно трогание машины в данных условиях, разворачивает ее в направлении цели и останавливает. Но ни в коем случае не выключает передачу! Если пушка не была заряжена, то заряжающий берет снаряд из боеукладки и досылает его в канал ствола. Как только прогремит выстрел, механик-водитель, не дожидаясь какой-либо команды, начинает движение самоходки.
Командир, механик-водитель и заряжающий должны действовать согласованно и четко.
В целом авиадесантная артиллерийская самоходная установка — надежный помощник "крылатой пехоты" и способна успешно выполнять в современном бою самые различные задачи.
Артиллерийская самоходная установка АСУ-57:
1 — амортизатор, 2 — ограничитель хода первого катка, 3 — опорный каток, 4 — звездочка, 5 — ограждение фары, 6 — кронштейн крыла, 7 — защитный колпак воздухозаборника радиатора, 8 — фара со светомаскировочной насадкой, 9 — антенна, 10 — габаритный фонарь, 11 — боковая бронезащита боевого отделения, 12 — щиток бокового смотрового окна, 13 — поддерживающий ролик, 14 — ограждение стоп-сигнала, 15 — ограничитель хода натяжного колеса, 16 — натяжное колесо, 17 — крышка люка подогревателя, 18 — буксирный крюк, 19 — укладка лопаты и штанг банника, 20 — откидная крыша над двигателем, 21 — винтовой запор, 22 — смотровой прибор, 23 — лобовой лист бронезащиты боевого отделения, 24 — откидная крыша над коробкой передач, 25 — чехол маски пушки, 26 — прицел, 27 — откидная крыша над радиатором, 28 — петля лобового листа, 29 — крышка лючка передней опоры коробки передач, 30 — глушитель, 31 — жалюзи над двигателем, 32 — крышка заправочной горловины переднего бензобака, 33 — брезентовая крыша боевого отделения (тент), 34 — крышка отсека ЗИП, 35 — крышка аккумуляторного отсека, 36 — заднее смотровое окно тента, 37 — скобы крепления брезента, 38 — скобы крепления пилы, 39 — скобы крепления буксирного троса, 40 — натяжной винт, 41 — балансир 42 — ось балансира.
Авиадесантная артиллерийская самоходная установка АСУ-57 — боевая бронированная машина, вооруженная пушкой 4-51 М. Самоходка отличается хорошей маневренностью и проходимостью. Благодаря небольшим габаритам (длина с пушкой — 4995 мм, ширина — 2086 мм, высота с тентом — 1460 мм) она легко маскируется на поле боя, что значительно снижает вероятность ее поражения огнем противника.
Корпус машины представляет собой короб из панелей, соединенных сваркой и клепкой, и состоит из носовой части, бортов, кормового листа, днища, откидных щитов бронезащиты боевого отделения и крыши силового отделения.
Носовую часть составляют два броневых листа, сваренных между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена передняя часть днища. К верхнему приварены пять запоров, буксирные крюки и кронштейны крепления лопаты и штанги банника.
Борта корпуса — это вертикальные бронелисты, приварены к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым листам. Снаружи к бортам пристыкованы фланцы бортовых передач, а также ограничители хода переднего катка и натяжного колеса. Посредине каждого из бортовых бронелистов крепятся болтами кронштейны поддерживающих роликов. В нишах подвески приварены кронштейны балансиров, там же имеются отверстия крепления амортизаторов. В верхней части бортов установлены крылья с передними и задними подкрылками, последние — откидные. Для жесткости крыло спереди усилено кронштейном.
Днище корпуса — дюралюминиевый лист, соединенный заклепками с лобовыми листами и нишами подвески. В днище прорезано восемь лючков для доступа к узлам и агрегатам машины.
Броневая защита боевого отделения состоит из откидного лобового и бортовых листов. Лобовой лист имеет наружные петли, бортовые — внутренние. В верхней части листов приварены скобы крепления труб и ремня тента. В лобовом листе установлены два смотровых прибора и вырезано отверстие для. прицела пушки. В передней части бортовых листов имеются смотровые окна, закрываемые бронещитками. Ниши боевого отделения расположены над крыльями. Вертикальные листы ниш — броневые, горизонтальные — дюралюминиевые. В нишах располагаются аккумуляторы, ЗИП и часть боекомплекта.
Кормовой лист штампованный, из дюралюминия, крепится на заклепках к днищу и бортам корпуса. Снаружи кормового листа приклепаны скобы крепления брезента, пилы и укладки буксирного троса. Крыша над силовым отделением броневая и состоит из трех отдельных фасонных листов. Крыша над двигателем откидывается на петлях назад, крыша над радиатором откидывается к левому борту, крыша над коробкой передач — съемная. Все три запираются винтовыми запорами.
Ходовая часть самоходки состоит из трех обрезиненных опорных катков, обрезиненного натяжного колеса, выполняющего роль опорного, двух поддерживающих роликов и звездочки на каждый борт. Звездочки имеют по два зубчатых венца с асимметричным профилем зубьев. Подвеска торсионная, торсионы первого, второго и третьего катков правого борта смещены относительно левых на 70 мм. В балансиры натяжных колес встроены натяжные винты для натягивания гусениц. Балансиры первых катков правого борта и левого борта соединены тягами с гидравлическими амортизаторами Гусеничная цепь шириной 204 мм состоит из 80 траков с шагом 86 мм. Каждый трак имеет по два гребня.
Тактико-техническая характеристика
Библиография:
"Моделист-Конструктор", №2
Энциклопедия танков. 2010.
.