- БТР аравийский
- БТР аравийский
-
Климат и ландшафт Аравийского полуострова имеют свои специфические особенности. Боевые машины, разрабатываемые в западноевропейских странах для этого региона, не отличаются должной приспособленностью к эксплуатации в данных условиях. Поэтому страны Содружества Персидского залива (Gulf Commonwealth Countries - GCC) приняли программу разработки мобильных бронированных систем, получившую название "Аl Jazira Armor Program", выполняемую частными компаниями при координации Главной корпорацией военной промышленности (Military Industries General Corporation) королевства Саудовская Аравия (КСА). После 15 лет исследовательских и конструкторских работ, а также ряда испытаний была создана колесная бронированная машина под названием AL FAHAD AF 40-8.
Участники GCC оценивают созданную машину как БТР XXI-го века. Его возможности, по утверждению разработчиков, не могут быть сравнимы с любой другой известной боевой машиной, в том смысле, что цель ее существования функциональная, а не рекламная.
Корпус БТР AL FAHAD AF40-8 сварной, выполнен из катанных листов высоколегированного стального сплава с многослойным кевларовым покрытием и обеспечивает защиту во фронтальной проекции от 14-мм пуль с дальности свыше 300 м, с бортов и с кормы от 7,62-мм пуль с дальности от 25 м. Крыша машины защищает экипаж от осколков артиллерийских снарядов, а днище от взрывов противопехотных мин.
БТР имеет высокую подвижность, обеспечиваемую удачным сочетанием мощного двигателя и автоматической трансмиссии, которая сообщает вращение всем восьми колесам. Однако весь этот огромный поток мощности был бы неспособен обеспечить высокую эффективность, если бы не оригинальная подвеска, гарантирующая хорошую подвижность, как на слабых, так и на твердых грунтах. Каждое колесо имеет азотно-масляный амортизатор, который поглощает удары в пределах перемещения колеса. Как сообщают разработчики, такая схема подвески никогда ранее не использовалась, кроме как на самолетах.
Арабский БТР имеет гидромеханическую систему управления для всех колес, которая позволяет ей разворачиваться на 360 градусов с малым радиусом поворота, не превышающим 7,5 м. Управление всеми колесами также устраняет повышенный износ резины, что обычно на неуправляемых колесах. Работоспособность системы управления при неработающем двигателе обеспечивается вспомогательным насосом, который забирает мощность вращения колес, и, таким образом, сохраняет ее в рабочем состоянии в случае остановки двигателя при движении машины по инерции или во время ее буксировки.
Подвеска БТР AL FAHAD AF 40-8 гидропневматическая. Она имеет систему регулирования клиренса в пределах от 150 до 600 мм, что может быть полезно при движении по пересеченной местности (снижается вероятность повреждения корпуса машины из-за ударов о грунт), или при транспортировке воздушными судами, либо в любом другом случае, когда требуется снижение высоты машины до минимума.
При движении по бездорожью, благодаря большому динамическому ходу колес, подвеска стабилизирует корпус. Гидропневматическая регулируемая подвеска вещь не из дешевых, однако в арабских государствах готовы платить большие деньги за совершенную технику, вооружение и комфорт своих военнослужащих. Кроме того, по заявлениям разработчиков БТР его подвеска имеет большой ресурс и высокую надежность, нуждается в меньшем объеме обслуживания и ремонта по сравнению с традиционными системами.
Еще одно новшество - система регулирования крена, которая дает возможность отрегулировать положение корпуса БТР при движении на косогоре. При движении по склону с углом до 20% корпус может быть полностью выровнен. Машина может также преодолевать косогоры с наклоном до 35% без использования системы регулирования крена. Максимально допустимый крен для движения БТР с включенной системой регулирования составляет 55%.
Система регулирования крена машины может управляться автоматически, вручную и в аварийном режиме. В автоматическом режиме корпус БТР может быть поднят или опущен по сравнению с его предыдущим положением до 405 мм. На склонах углами до 20%, система выравнивает положение корпуса до тех пор, пока оно не станет горизонтальным. При съезде со склона на ровную поверхность, корпус машины автоматически занимает нормальное положение.
В ручном режиме изменение положения корпуса БТР управляется вручную в зависимости от выбранной позиции на электронной панели управления, закрепленной на приборном щитке водителя.
В аварийном режиме (при неисправности электронной панели управления) изменение положения корпуса выполняется вручную.
Силовая установка БТР AL FAHAD AF 40-8 в себя включает: двигатель, автоматическую трансмиссию, маслонасос, масляные радиаторы и основной маслобак. Силовая установка выполнена в виде моноблока, что позволяет производить ее монтаж и демонтаж в течение всего 10 мин.
На БТР установлен 4-тактный, 10-цилиндровый V-образный дизельный двигатель "Deutz" воздушного охлаждения.
Он развивает мощность 400 л.с. при 2300 оборотах в минуту. Регулирование подачей топлива в двигатель осуществляется электрической топливной системой, обеспечивающей управление числом оборотов двигателя и их ограничение, круиз-контроль и ограничение максимальной скорости в зависимости от установок в программе электронного контролера. По желанию заказчика БТР может быть оснащен двигателем с жидкостным охлаждением.
Трансмиссия БТР автоматическая с шестью передачами переднего и одной передачей заднего хода. Кроме того, для обеспечения движения машины в тяжелых условиях имеется понижающий редуктор.
БТР имеет возможность плавать, поскольку герметично закрывается и оборудован гребными винтами с гидравлическим управлением шага. Максимальная скорость на плаву составляет 10-12 км/ч.
Как и все современные боевые машины, БТР AL FAHAD AF 40-8 оборудован средствами связи, системами коллективной защиты от ОМП и пожаротушения. Средства связи включают в себя радиостанцию и переговорное устройство. По желанию заказчика на БТР может быть установлено и большее количество радиостанций.
Система коллективной защиты обеспечивает экипаж и десант фильтрованным воздухом, очищенным от пыли, химического, радиационного и бактериологического заражения. Фильтры и вентиляционная установка независимы друг от друга Расход поступающего воздуха достигает 120 м3/ч.
Автоматическая система пожаротушения обеспечивает борьбу с огнем, который может возникнуть в моторном отделении. В остальных местах очаги пожара гасятся переносными огнетушителями.
Для обеспечения комфортных условий для экипажа и десанта в условиях аравийского климата БТР AL FAHAD AF 40-8 оборудован системой кондиционирования воздуха с гидроуправлением. Охлажденный воздух поступает в десантное отделение и в отделение экипажа. В каждом отделении установлен блок управления температурой и скоростью потока воздуха, которые могут регулироваться в зависимости от температуры наружного воздуха и желания экипажа.
Из дополнительного оборудования на БТР имеется гидравлическая буксирная лебедка с максимальным тяговым усилием 9060 кг со стальным тросом длиной 46 м.
Откидная аппарель десантного отделения открывается и закрывается посредством гидропривода. Им можно управлять из отделения управления или из десантного отделения.
На БТР, в зависимости от предназначения, могут монтироваться различные варианты вооружения калибром от 7,62 до 105 мм. Кроме того, на него могут дополнительно устанавливаться противотанковые управляемые ракеты или миномет. В соответствии с вариантом вооружения, БТР может быть оборудован различными оптическими приборами, в том числе ночного видения. Количество бойниц для личного оружия десанта выполняется по желанию заказчика.
На выставке вооружений IDEX'99 в Абу-Даби БТР AL FAHAD демонстрировался с двумя вариантами вооружения. Один - с башней американской БМП М2 "Bradly", т.е. с 25-мм автоматической пушкой, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом и двумя пусковыми установками ПТУР TOW-2. Второй вариант с башней со 120-мм минометом.
Военная промышленность стран Ближнего Востока осваивает производство бронетанковой техники собственной разработки, тем самым создавая конкуренцию признанным лидерам.
Библиография:
Танкомастер №2 за 2002 год
Энциклопедия танков. 2010.
.