Танк особого назначения

Танк особого назначения
Танк особого назначения
       Научную фантастику не случайно считают зеркалом современности. Как ни старается автор фантастического произведения, в лучшем случае доведет до гротеска то, что уже существует реально...
        В одном из таких романов 30-х годов фигурирует, в частности, фантастическая боевая машина, напоминающая скорее многогусеничный крейсер с двумя десятками орудийных башен. Нелепейшее сооружение! Но это лишь для человека из нашего времени. С точки зрения инженера-танкостроителя 30-х годов подобная конструкция - лишь логическое развитие идеи многобашенного тяжелого танка, которая владела умами ведущих специалистов по бронетанковой технике как советских, так и зарубежных.
        Буквально с первых дней становления бронетанковой промышленности среди конструкторов началось соперничество приверженцев двух основных тенденций: одни делали ставку на однобашенные танки - маневренные, подвижные, легкие и сравнительно слабо вооруженные, а другие - на гигантские машины огромной массы; достаточно тихоходные, оснащенные мощной противоснарядной броней, с тремя-пятью башнями и соответствующим количеством артиллерийских и пулеметных стволов.
        Любая концепция, доведенная до абсолюта, являет собой своего рода совершенство - разумеется, если принять условия этой концепции. Примером такого "абсолютного" танка можно назвать советский тяжелый пятибашенный танк Т-35, имевший наибольшую массу из всех танков, выпускавшихся в то время в СССР.
        Аналогичные машины разрабатывались и выпускались и в других странах. Их предшественником, созданным с учетом опыта первой мировой войны, стал двухбашенный 70-тонный французский танк 2С с 36-мм броней и пушкой калибра 75 мм. Разработка его началась в 1917 году, и уже в 1919 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако в связи с окончанием военных действий производство было резко свернуто. В результате до 1923 года изготовили всего 10 танков типа 2С.
        Рассматривая компоновку 2С, современный конструктор может найти в ней множество недостатков. Например, неудачное размещение в одном ярусе двух башен, которые исключают друг для друга круговой обстрел, а также значительная высота моторного отделения. И тем не менее компоновка была новаторской - впервые у тяжелого танка основное вооружение располагалось в башнях. Огневые точки у более ранних машин размещали либо непосредственно в корпусе, либо в бортовых спонсонах с малыми секторами обстрела. Ну а у танка 2С высокое расположение башен до минимума уменьшало "мертвую" зону обстрела, а вынесенные за ходовую часть бортовые пулеметы позволяли вести продольный обстрел траншей. Так же был устроен "супертанк" ЗС с тремя двигателями по 660 л. с. каждый и массой более 80 т.
        Многобашенной схемой заинтересовались и английские конструкторы, построив в 1926 году тяжелый танк AIEI "Индепендент". Они сохранили в нем основные принципы французского проекта, но за счет рациональной компоновки машина в целом получилась лучше. При почти той же длине корпус был несколько шире: танк стал выглядеть компактнее, несмотря на двухъярусное расположение вооружения. В свою очередь, размещение всех пулеметов в четырех башенках, сгруппированных вокруг главной башни с 47-мм пушкой, значительно увеличивало гибкость огня и позволяло нацелить на один объект как минимум два пулемета и орудие. Броня у "Индепендента" была слабее, чем у 2С,- всего 28 мм, но за счет этого он стал вдвое легче, что позволяло развивать вполне приличную для того времени скорость - 30 км/ч. Немалым являлся и запас хода - 520 км. И хотя машину не приняли на вооружение, она оказала заметное влияние на дальнейшие разработки тяжелых и средних танков. Как недостаток можно лишь отметить уменьшение калибра пушки с 75 до 47 мм, что снизило эффективность подавления хорошо защищенных огневых точек противника.
        В середине 30-х годов в Германии, спешно создававшей танковые войска, фирмы "Рейнметалл" и "Крупп" построили небольшую партию тяжелых трехбашенных танков NbFz. Машина отличалась рядом оригинальных решений в размещении оружия. Две спаренные пушки калибром 75 и 37 мм были установлены в центральной башне с круговым вращением: это позволяло в зависимости от характера цели использовать с наибольшим эффектом то или иное орудие. Второй ярус вооружения образовывали две небольшие, диагонально разнесенные башни со спаренными пулеметами, обеспечивающими высокую плотность огня (что особенно важно при стрельбе на ходу).
        В целом машина получилась компактной и довольно легкой (всего 35 т), и это существенно увеличивало ее подвижность - скорость достигала 35 км/ч. Однако бронирование оставалось лишь соответствующим уровню противотанковой артиллерии того времени.
        Английская и немецкая конструкции оказали влияние на японский тяжелый танк "92", созданный в 1932 году. Машина имела мощное вооружение: 75-мм пушку в главной башне и 47-мм в башне меньшего размера, установленной спереди слева. Характерной особенностью "92" была пулеметная башенка в кормовой части позади силового отделения.
        В 30-е же годы разработку тяжелого танка прорыва продолжили французские конструкторы фирм FCM и "Рено". В 1935 году начинается производство В-1. На первый взгляд кажется, что конструкторы вплотную подошли к однобашенной схеме. Однако башня этого танка была предназначена лишь для 47-мм короткоствольной пушки и пулемета, а 75-мм орудие главного калибра располагалось в лобовом броневом листе. Лишенное механизма горизонтальной наводки, оно могло служить только вспомогательным оружием. К тому же экипаж из четырех человек не мог эффективно обслуживать все огневые точки. Несмотря на сравнительно небольшую для танка этого типа массу в 31 т, В-1 уступал в скорости даже гораздо более тяжелым машинам.
        С 1937 года на производство ставится усовершенствованная модель - В-1bis - с длинноствольной 47-мм пушкой и довольно мощной бронезащитой (толщина лобовых и бортовых листов корпуса составляла 60 мм, а литой башни - 56 мм). До капитуляции Франции в 1940 году было изготовлено 400 танков обеих модификаций. Заметное увеличение массы существенно снизило подвижность B-1bis. He помогла установка и более мощного двигателя.
        Венцом этой конструкции стал танк B-1fer. Казалось, в ней учли все недостатки предшествующих модификаций: увеличили экипаж до 5 человек, установили более мощный двигатель, а возможности 75-мм пушки улучшили, снабдив ее механизмом горизонтального наведения (до 5°). Но капитуляция прервала начавшееся производство, так что французские танкостроители успели выпустить всего 5 машин.
        Начало работы по созданию отечественных тяжелых танков относится к 1929-1930 годам, когда группа специалистов Опытного конструкторско-машиностроителъного отдела (ОКМО), возглавляемого Н. В. Барыковым, разработала проект экспериментальной машины этого типа. Она рассматривалась как танк резерва Главного командования при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос.
        Опытный образец танка Т-35 был изготовлен в 1931 году. Его масса составляла 42 т, броня - 30-40 мм, вооружение включало одну 76-мм и две 37-мм пушки, а также три пулемета; экипаж - 10 человек. Двигатель М-17 мощностью 500 л. с. позволял танку развивать максимальную скорость 28 км/ч. Удельное давление на грунт не превышало 0,7 кг/см кв. Опорные катки были сгруппированы попарно в три тележки (на борт). Верх главной башни - округлой формы.
        Разработка чертежей серийного танка проводилась в 1932-1933 годах. Изготовление Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна. В 1933 году там выпустили первый серийный танк, а затем приступили к мелкосерийному производству. Всего из ворот завода вышло более 60 машин.
        В начальный период производства Т-35 соответствовал оперативно-техническим требованиям, предъявляемым к тяжелым танкам Красной Армии. Три пушки и пять пулеметов, расположенные в пяти вращающихся башнях, обеспечивали массированный круговой огонь одновременно во всех направлениях, что для борьбы с пехотой в глубине обороны противника давало определенные преимущества. Однако это потребовало увеличения экипажа, привело к усложнению конструкции. Большие размеры (особенно длина) влекли за собой повышенную уязвимость. Кроме того, были низкими тягово-динамические качества машины, особенно при повороте. Все это не позволяло выполнять в полной мере задачи, стоящие перед тяжелым танком.
        Последними двухбашенными тяжелыми танками, созданными перед второй мировой войной, стали советские машины Т-100 и СМК. Но их сравнительные испытания совместно с новым KB показали явное преимущество однобашенной схемы. Таким образом, в истории мирового танкостроения завершился период многобашенной схемы и наступила эра господства классической компоновки.


Библиография:
Моделист-конструктор №3 за 1989 год

Энциклопедия танков. 2010.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Танк особого назначения" в других словарях:

  • Танк Т-34 — Рождение тридцатьчетверки         Массовые танки Красной Армии Т 26 и БТ по своим тактико техническим данным были вполне на уровне требований середины 30 х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Их производство развернулось в 1934 36 гг,… …   Энциклопедия техники

  • Огнемётный танк — Боевая химическая машина (БХМ 3/ХТ 26) или химический (огнемётный) танк …   Википедия

  • Силы специального назначения Армии США — Эта статья об американском военном подразделении; о боснийском военном подразделении см.: Зелёные береты (Босния и Герцеговина). U.S. Army Special Forces …   Википедия

  • Осадный танк Терранов — Пехотинец символ кампании терранов Терраны (англ. Terran, произносится /ˈtɛr.ran/; от англ. terran земной, землянин; от лат. terra Земля) раса из вымышленной вселенной компьютерных игр компании Blizzard. По сюжету игры, терране внешне идентичны… …   Википедия

  • T-35 — Танк Т 35А на параде в Москве, 1 мая 1934 года. Т 35А (обр. 1936 г.) Классификация тяжёлый танк Боевая масса, т …   Википедия

  • Классификация танков — Основной боевой танк Т 90 В разное время, в разных государствах существовало и существует большое количество …   Википедия

  • 14-я танковая бригада (1-го формирования) — У этого термина существуют и другие значения, см. 14 я бригада. 14 я тяжёлая танковая бригада Годы существования 1939 год 1940 год Страна СССР 1939 год 1940 год Подчинение Житомирская армейская группа Киевского Особого военного …   Википедия

  • Т-35 — Тяжелый танк Т 35А на параде. Москва, Красная площадь, 1 мая 1934 года …   Википедия

  • Бронетанковое вооружение — Основной боевой танк Т 72 Запрос «БТВ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Броневое и танковое вооружение (БТВ) …   Википедия

  • Т-35 — Т 35 …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»