- Присоединенная маасса
- Присоединенная маасса
-
величина с размерностью массы, которая прибавляется к массе тела, неравномерно движущегося в жидкости (газе), для учёта воздействия жидкости на это тело. Если тело движется поступательно в идеальной жидкости с переменный скоростью V(t), то, несмотря на отсутствие трения, на него действует сила сопротивления аэродинамического X. Причина её появления состоит в том, что тело вовлекает в движение окружающую жидкость и сообщает ей некоторую кинетическую энергию Т; например, для сферы радиуса а:
T = (λ)V2/2,
где (λ) = 2(πρ)a3/3, (ρ) — плотность жидкости.
Приращение кинетической энергии жидкости происходит за счёт работы тела против силы сопротивления, следовательно,
Х = (l/V)dT/dt = -(λ)dV/dt.
Для сферы массы m, движущейся под действием силы F, второй закон механики принимает вид
(m + (λ))dV/dt = F.
Таким образом, величина (λ) характеризует как бы дополнительную инерционность сферы при её движении в жидкости; поэтому (λ) и называют П. м.
Аналогичным образом можно вычислить П. м. и в общем случае произвольного тела, но в этом случае она будет тензорной величиной, характеризующей кажущееся увеличение массы, моментов инерции, статических и центробежных моментов тела в жидкости по сравнению с их значениями в вакууме. По порядку величины П. м. равна массе жидкости (газа) в объёме тела, и при движении самолёта или ракеты в воздухе она мала по сравнению с их массой, и её можно не учитывать. Но в ряде случаев, например, при полёте дирижабля или движении крыла под водой с переменной скоростью, ударе о воду и др., П. м. имеет существенное значение. В связи с этим разработаны и используются экспериментальные методы определения П. м.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
.