Масла авиационные


Масла авиационные
Масла авиационные
жидкости, применяемые для смазки двигателей и редукторов силовых установок летательных аппаратов. М. а. служат для уменьшения трения и износа деталей, отвода от них теплоты, предохранения от коррозии, удаления твёрдых частиц износа из зоны трения. М. а. работают при разных режимах трения, высоких температурах, нагрузках, скоростях, в контакте с различными конструкционными материалами, в условиях высокой аэрации, вследствие чего к ним предъявляются жёсткие требования. М. а. должны обладать высокой термической и термоокислительной стабильностью, хорошими смазывающей способностью и вязкостно-температурными свойствами, низкими испаряемостью и температурой застывания, высокими теплоёмкостью, температурой вспышки к самовоспламенения, низкой агрессивностью к авиационным конструкционным материалам и малой вспениваемостью.
М. а. делятся на минеральные (нефтяные) и синтетические, для поршневых и газотурбинных двигателей. В качестве минеральных М. а. используются дистиллятные фракции высококачественных нефтей (дистиллятные масла) и продукты, получаемые очисткой остатков, образующихся при перегонке мазута (остаточные масла). Для обеспечения требуемых свойств масла подвергаются очистке. В отечественной нефтехимической промышленности применяют в основном два способа очистки — химический и физический. К химическим способам относится очистка серной кислотой (масла серии МКК), к физическим способам — очистка селективными растворителями и отбеливающими землями (масла серии МС).
В качестве основы синтетических масел широко применяются сложные эфиры моноспиртовых и двухосновных кислот, эфиры многоатомных спиртов и синтетических жирных кислот, синтетические углеводороды, силиконовые жидкости и др. Используются также смешанные основы масел. Синтетические М. а., несмотря на их значительно большую стоимость по сравнению с минеральными маслами, всё более широко используются в силовых установках летательных аппаратов, что объясняется главным образом прогрессирующим ростом теплонапряжённости авиадвигателей и, как следствие, необходимостью применения в них более термостабильных масел, чем минеральные. Синтетические масла могут бессменно работать в течение всего межремонтного срока службы двигателя и упростить эксплуатацию летательного аппарата. Для улучшения свойств масел в них вводятся различные присадки, улучшающие их физико-химические и эксплуатационные свойства: антиокислительные, загущающие, протизозадирные, противоизносные, антикоррозионные, антипенные, моющие и т. п.
Для смазки поршневых авиационный двигателей используются остаточные или компаундированные нефтяные масла МС-14, МС-20, МК-22 и МС-20С с вязкостью 15—25 мм2/с при 100(°)С. В турбореактивных двигателях применяются маловязкие нефтяные масла МК-8, МК-8П, МС-8П, МС-8РК и синтетические масла ИПМ-10, ВНИИНП 50-1-4ф, ВНИИНП 50-1-4у, 36/1Ку-A, ПТС-225, ВТ-301. Масла МК-8 и МК-8П дистиллятные, из малосернистых нефтей, стабильны до 120—140(°)С: Применяются в турбореактивных двигателях для дозвуковой и сверхзвуковой авиации. Масла МС-8П и МС-8РК дистиллятные, из сернистых нефтей, содержат антиокислительную противоизносную и антикорроззийную присадки, стабильны до 150(°)С. Масло МС-8РК обладает лучшими защитными свойствами по сравнению с маслом МС-8П. Применяется в турбореактивных двигателях дозвуковых и сверхзвуковых самолётов невысокой тепловой напряжённости. Масло ИПМ-10 углеводородное, содержит антиокислительную, противоизносную и антикоррозионную присадки, обладает хорошими вязкостно-температурными свойствами, стабильно до 200(°)С. Широко применяется в теплонапряжённых турбореактивных двигателях до- и сверхзвуковых самолётов. Масло ВНИИНП 50-1-4ф на основе сложных эфиров (диоктилсебацината) содержит антиокислительную и противоизносную присадки, имеет хорошие низкотемпературные свойства, стабильно до 175(°)С. Масло ВНИИНП 50-1-4у содержит повышенное (по сравнению с ВНИИНП 50-1-4Ф) количество антиокислительных присадок и антикоррозийную присадку, стабильно до 200(°)С. Применяется аналогично маслу ИПМ-10. Масло 36/1Ку-А на основе смешанных сложных эфиров диэтиленгликоля и пентаэритрита содержит антиокислительную и противозадирную присадки, обладает высокой смазывающей способностью, стабильно до 200(°)С. Масло ПТС-225 на основе сложных эфиров пентаэритрита содержит большой комплекс различных присадок, стабильно до 225(°)С. Предназначено для турбореактивных двигателей высокой тепловой напряжённости, может применяться в современных теплонапряженных турбовинтовых двигателях, турбовинтововентиляторных двигателях, газотурбинных двигателях и редукторах вертолётов. Применяется втурбореактивн двигател сверхзвуковых самолётов. Масло ВТ-301 фторсиликоновое, обладает высокой термоокислительной стабильностью (до 250(°)С). Предназначено длятурбореактивн двигател высокой теплонапряжённости.
В турбовентиляторных двигателях с высоконагруженным редуктором должны применяться масла с высокой несущей способностью. Это требование предопределило использование в турбовентиляторных двигателях более вязких масел, чем в турбореактивных двигателях. Для смазки турбовигтовых двигателей употребляются масла трёх типов: смеси дистиллятных (МС-8П, МС-8РК) и остаточных (МС-20, МК-22) масел в различных сочетаниях, загущённые нефтяные и синтетические масла. Так, в двигателях АИ-20 применяется смесь СМ-4,5 с вязкостью 4,5 мм2/с при 110(°)С, состоящая из 75% масла МС-8П (или МС-8РК) и 25% МС-20 (или МК-22), в более мощных двигателях HK-12 — СМ-11,5 (25% МС-8П или МС-8РК и 75% МС-20). Для использования в качестве единого в обоих типах двигателей разработано минеральное загущенное масло МН-7,5у. Смеси СМ-4,5 и СМ-11,5 с включением в них масла МС-8П стабильны до 150 °С. Масло АШ-7,5у дистиллятное, из сернистых нефтей, содержит загущающие, антнокислительую, противозадирную, противоизносную и антикоррозийную присадки, стабильно до 150(°)С.
Силовая установка вертолётов имеет, как правило, две раздельные маслосистемы: турбокомпрессорной части и редуктора. Для смазки турбокомпрессорной части силовой установки могут применяться те же сорта масел, что и для смазки ТРД. Двигатели вертолётов Ми-6 и Ми-10, например, смазываются дистиллятнымн маслами МС-8П и МС-8РК. В редукторах же этих вертолетов в летнее время применяется смесь СМ-11,5, а в зимнее время смесь равных количеств дистиллятных и остаточных масел. В вертолётах Ми-2 и Ми-8 для смазки двигателя и редуктора используются синтетические масла ЛЗ-240 и Б-ЗВ. Они вырабатываются на основе пентаэритритовых эфиров синтетических жирных кислот C5—C9. Масло ЛЗ-240 содержит также противоизносную и антикоррозийную присадки. Масло Б-ЗВ содержит антиокислитильную и противозадирную присадки, обладает высокой смазывающей способностью. Масла ЛЗ-240 и Б-ЗВ стабильны до 200(°)С.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1994.


.

Смотреть что такое "Масла авиационные" в других словарях:

  • Масла - получить на Академике активный купон COSMASI.RU или выгодно масла купить по низкой цене на распродаже в COSMASI.RU

  • Масла минеральные — технический продукт, получаемый путем специальной обработки (очистки) высококипящих фракций нефти. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 …   Геологическая энциклопедия

  • Авиационные масла —         см. Моторные масла …   Большая советская энциклопедия

  • Масла — жидкие смазочные материалы для двигателей, механизмов, приборов и узлов военной техники. Различают нефтяные (минеральные) и синтетические М. По назначению подразделяются на моторные (авиационные, автомобильные, дизельные), трансмиссионные и… …   Словарь военных терминов

  • ГОСТ 23851-79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23851 79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения оригинал документа: 293. Аварийное выключение ГТД Аварийное выключение Ндп. Аварийное отключение ГТД D. Notausschaltung Е. Emergency shutdown F. Arrêt urgent… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Моторные масла —         группа масел, используемых для смазывания двигателей внутреннего сгорания (поршневых и реактивных); относятся к разряду смазочных масел (см. Масла нефтяные). Практически все М. м. являются продуктами переработки нефти и только некоторые… …   Большая советская энциклопедия

  • МОТОРНЫЕ МАСЛА — смазочные нефтяные и синтетич. масла, используемые в поршневых (карбюраторных и дизельных), а также газотурбинных (см. Газотурбинные масла) двигателях для уменьшения трения скольжения и износа деталей и узлов, отвода тепла от трущихся пов стей и… …   Химическая энциклопедия

  • 75.100 — Мастила, технічні оливи та суміжна з ними продукція ГОСТ 9.052 88 ЕСЗКС. Масла и смазки. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов. Взамен ГОСТ 9.052 75 ГОСТ 9.054 75 ЕСЗКС. Консервационные масла, смазки и… …   Покажчик національних стандартів

  • 21743 — ГОСТ 21743{ 76} Масла авиационные. Технические условия. ОКС: 75.100 КГС: Б21 Масла моторные Взамен: ГОСТ 1013 49, ГОСТ 9320 60, ГОСТ 5.2147 73 Действие: С 01.01.78 Изменен: ИУС 4/79, 8/80, 12/82, 11/84, 2/87, 12/87, 7/96 Примечание: переиздание… …   Справочник ГОСТов

  • 21058 — ГОСТ 21058{ 75} Жидкости для авиационных гидросистем и масла авиационные. Метод определения пенообразующих свойств. ОКС: 75.100, 75.120 КГС: Б29 Методы испытаний. Упаковка. Маркировка Действие: С 01.07.76 Изменен: ИУС 11/88 Примечание:… …   Справочник ГОСТов

  • ГОСТ 21058-75 — 6 с. (2) Жидкости для авиационных гидросистем и масла авиационные. Метод определения пенообразующих свойств Изменение №1/ИУС 11 1988 разделы 75.100, 75.120 …   Указатель национальных стандартов 2013


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.