Заправка топливом в полете

Заправка топливом в полете
Заправка топливом в полете
процесс передачи топлива одним самолётом (заправщик) другому (заправляемый в полёте). Установка оборудования для З. т. в п. на летательный аппарат позволяет значительно увеличить дальность (продолжительность) полёта, что существенно расширяет его возможности. Наиболее широко З. т. в п. применяется на боевых и военно-транспортных самолётах. Используется также на вертолётах некоторых типов. Под системой З. т. в п. понимается совокупность агрегатов, коммуникаций, устройств и приборов, предназначенных для передачи и приёма топлива в полёте, его распределения по бакам (или их опорожнения в установленной очерёдности), управления процессом заправки и контроля за ним. В СССР заправка самолёта топливом в полёте впервые была осуществлена в 1933
С 50—60 х гг. З. т. в п. получила распространение во многие странах.
Наиболее распространены схемы З. т. в п., условно называют «шланг-конус» и «телескопическая штанга». При заправке по схеме «шланг-конус» из самолёта-заправщика выпускается гибкий шланг, на конце которого укреплено тело конической формы (для стабилизации шланга в полёте и осуществления контакта с приёмной штангой заправляемого самолёта). Контактирование осуществляет лётчик заправляемого самолёта, приближаясь к самолёту-заправщику с относительной скоростью 1—2 м/с до контакта штанги с конусом. После этого штанга фиксируется в конусе замками, срабатывает запорное устройство и начинается процесс передачи топлива заправляемому самолёту. З. т. в п. по схеме «шланг-конус» имеет 2 основных варианта компоновки агрегатов: встроенный — с размещением оборудования в фюзеляже заправщика и подвесной — с размещением под консолями крыла или на фюзеляже заправщика. Характерной особенностью и достоинством подвесного агрегата заправки является размещение в обтекаемой гондоле всех основных элементов системы заправки, включая автономную энергетическую установку. Система заправки с использованием подвесных агрегатов позволяет переоборудовать практически любой однотипный самолёт в самолёт-заправщик при сравнительно небольшой его доработке, снабдить заправщик подвесными агрегатами для одновременной заправки нескольких летательных аппаратов, использовать самолёт для другие целей после снятия подвесных агрегатов. Системы заправки с подвесными агрегатами обеспечивают перекачку 1000—4600 л/мин, встроенные системы заправки — 1500—3000 л/мин.
Система заправки типа «телескопическая штанга» основана на использовании жёсткой телескопической штанги длиной до 17 м, шарнирно закреплённой одним концом на фюзеляже заправщика. На другие конце штанги расположены аэродинамические поверхности — оперение, с помощью которого оператор, находящийся на самолёте-заправщике, может управлять (в определенных пределах) положением штанги и наводить наконечник штанги на горловину приёмника топлива на заправляемом самолёте. При заправке по этой схеме самолёт подходит к заправщику, выдерживая определенную дистанцию и принижение, при этом лётчик заправляемого самолёта ориентируется по разметке на заправщике, строго сохраняя своё место в строю в процессе контактирования и заправки топливом. Занять нужное положение ему помогает оператор заправщика с помощью сигнальных огней или по радио. Оператор . может наблюдать за штангой и заправляемым самолётом через окно в нижней части фюзеляжа своего самолёта, а также на специальном пульте. Этап сближения самолётов и нахождение в строю заправки сложен для лётчика заправляемого самолёта и требует специальной систематической тренировки. Система заправки типа «телескопическая штанга» размешается стационарно на специализированных самолётах-заправщиках. Системы заправки этого типа обеспечивают перекачку топлива с подачей 4000—6000 л/мин.
Применяются также так называемая гибридная схема, в основу которой положена «телескопическая штанга» с коротким шлангом (4 м) и конусом на конце, и «крыльевая» схема. По этой схеме с крыла самолёта-заправщика выпускается шланг со стабилизирующим устройством на конце и заправляемый самолёт подстраивается к заправщику в строю «пеленг» с превышением над шлангом. Затем путём наложения консоли крыла на шланг и захвата его в специальный замок осуществляется контакт, после чего заправляемый самолёт занимает строй заправки.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1994.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Заправка топливом в полете" в других словарях:

  • заправка самолета топливом в полете — Ндп. перелив Процесс передачи топлива в полете с самолета заправщика в заправляемый самолет. [ …   Справочник технического переводчика

  • АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ — Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого перелета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы …   Энциклопедия Кольера

  • Pratt & Whitney J58-P4 — J58 из экспозиции Evergreen Aviation Museum Тип: Турбопрямоточный двигатель с осевым компрессором Страна …   Википедия

  • МиГ-27 — ВВС Индии, 2011 год. Тип ис …   Википедия

  • ГОСТ 24867-81: Руководство по летной эксплуатации самолетов гражданской авиации. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению — Терминология ГОСТ 24867 81: Руководство по летной эксплуатации самолетов гражданской авиации. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению оригинал документа: 4.4. Брошюровка, переплет 4.4.1. В зависимости от общего объема… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Требования — 5.2 Требования к вертикальной разметке 5.2.1 На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета (рисунки 9 и 10) и крепят световозвращатели …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Требования к содержанию раздела — 2.8. Требования к содержанию раздела 06. «Действия в аварийных ситуациях» 06.1. Аварийные контрольные карты. 06.1.1. Сводка Аварийных контрольных карт. 06.1.2. Правила пользования Аварийными контрольными картами. 06.2. Пожар двигателя. 06.2.1.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Pratt \x26 Whitney J58-P4 — Pratt Whitney J58 P4 Pratt Whitney J58 P4 J58 на форсаже, видны ударные волны в струе газа Тип: Турбопрямоточный двигатель с осевым компрессором …   Википедия

  • Кванмёнсон-3 — 광명성 3호 «Яркая звезда 3» …   Википедия

  • Ынха-3 — 은하 3호, 銀河 3 РН «Ынха 3» на стартовой площадке перед запуском ИСЗ «Кванмёнсон 3» …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»