Земной резонанс вертолёта


Земной резонанс вертолёта
Земной резонанс вертолёта
самовозбуждающиеся связанные колебания лопастей винта вертолёта в плоскости его вращения и фюзеляжа или другой поддерживающей винт, конструкции, вызывающие перемещения втулки винта в плоскости его вращения. Колебания лопастей происходят из-за наличия вертикальных шарниров или собственно упругости (при бесшарнирном креплении), перемещения втулки в результате колебаний фюзеляжа вертолёта на шасси или упругих деформаций конструкции. Термин «З. р.» возник в связи с тем, что разрушения вертолётов и автожиров наиболее часто возникали на земле при колебаниях на шасси.
При работе на месте для одновинтового вертолёта возможны 2 зоны неустойчивости, соответствующие двум частотам собственно поперечных колебаний фюзеляжа на шасси:
p1 ≈ 0,3(ω) и p2 ≈ (ω),
где (ω) — максимальная частота вращения винта. Устранение «З. р.» в первом случае достигается одновременным увеличением демпфирования лопастей винта и шасси. Во втором случае, когда амортизаторы шасси не работают, увеличением демпфирования только в вертикальных шарнирах зона неустойчивости не устраняется. Достаточный запас от (ω) до нижней границы зоны неустойчивости обеспечивается за счёт подбора частот собственно колебаний фюзеляжа и лопастей.
На режимах движения вертолёта по земле (руление, разбег, пробег) появление «З. р.» возможно из-за снижения частот собственно колебаний в результате изменения динамической реакции катящегося пневматика. «З. р.» может возникнуть также при колебаниях вертолёта с отрывом пневматиков от земли. Появление «З. р.» возможно и в полёте, если частоты собственно колебаний конструкции меньше (ω). При этом перемещения втулки в плоскости вращения вызываются упругими колебаниями фюзеляжа (при продольной схеме вертолёта), вала верхнего винта (при соосной схеме), крыла или фермы (при поперечной схеме), хвостовой балки (при одновинтовой схеме с рулевым винтом, имеющим шарниры, аналогичные вертикальным шарнирам несущего винта).
При расчётном определении границ зон неустойчивости движение лопастей может быть описано системой однородных линейных дифференциальных уравнений 2-го порядка с периодичным коэффициентом. При числе лопастей винта n(≥)3 они сводятся к уравнениям с постоянным коэффициентом Для n = 2 характерно наличие дополнительных зон неустойчивости. Исследование «З. р.» для них затруднено, так как переход к уравнениям с постоянными коэффициентами неизвестен.
Для подтверждения отсутствия «З. р.» проводят специальные испытания вертолёта, при которых обследуют все критические режимы его работы.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1994.


.

Смотреть что такое "Земной резонанс вертолёта" в других словарях:

  • «земной резонанс» — вертолёта — самовозбуждающиеся связанные колебания лопастей винта вертолёта в плоскости его вращения и фюзеляжа или другой, поддерживающей винт, конструкции, вызывающие перемещения втулки винта в плоскости его вращения. Колебания лопастей… …   Энциклопедия «Авиация»

  • «земной резонанс» — вертолёта — самовозбуждающиеся связанные колебания лопастей винта вертолёта в плоскости его вращения и фюзеляжа или другой, поддерживающей винт, конструкции, вызывающие перемещения втулки винта в плоскости его вращения. Колебания лопастей… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Вертолёт — Bell 205 …   Википедия

  • вертолёт — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила и тяга для горизонтального полёта создаются одним или двумя т. н. несущими винтами. Вертолёт может взлетать вертикально с места без разбега и садиться без пробежки, он может… …   Энциклопедия техники

  • вертолёт — Рис. 1. Основные схемы вертолётов. вертолёт — летательный аппарат, у которого подъёмная сила и пропульсивная сила для горизонтального полёта создаются одним или несколькими несущими винтами (НВ). В. может совершать вертикальные взлет и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • вертолёт — Рис. 1. Основные схемы вертолётов. вертолёт — летательный аппарат, у которого подъёмная сила и пропульсивная сила для горизонтального полёта создаются одним или несколькими несущими винтами (НВ). В. может совершать вертикальные взлет и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Несущий винт — вертолета Ми 2 Несущий (основной) винт  воздушный винт с вертикальной осью вращения, обеспечивающий подъёмную силу летательному аппар …   Википедия

  • Ми-1 — Назначение: многоцелевой Первый полёт: 1948 год Нача …   Википедия

  • Ми — Рис. 1. Эмблема вертолётов марки Ми. Ми — марка вертолётов, созданных в ОКБ, возглавлявшемся М. Л. Милем (см. Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля). При жизни Миля марка (рис. 1) присваивалась вертолёту при запуске его в серию.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Ми — Рис. 1. Эмблема вертолётов марки Ми. Ми — марка вертолётов, созданных в ОКБ, возглавлявшемся М. Л. Милем (см. Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля). При жизни Миля марка (рис. 1) присваивалась вертолёту при запуске его в серию.… …   Энциклопедия «Авиация»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.