Дрейфующий аэростат


Дрейфующий аэростат
Дрейфующий аэростат
— автоматический аэростат, предназначенный для длительных многосуточных полётов (дрейфов) с целью исследования на высоте до 40 км состава и движения атмосферы, ультрафиолетового, инфракрасного и рентгеновского излучений, а также для подтверждения данных, полученных со спутников, проведения разведок, ретрансляции и т. п. Применяют Д. а. с оболочками открытого и закрытого типов, изготовленными из синтетических плёнок.
Оболочки открытого типа имеют так называемую оптимальную (естественную) форму (см. Свободный аэростат). Оболочки закрытого типа имеют почти сферическую форму. К нижнему узлу оболочки Д. а. крепится подвесная стропа с закреплённым на ней устройством (балка, ферма), на котором подвешены контейнеры с аппаратурой управления полётом, исследовательской или специальной аппаратурой, радиоаппаратура, источники электропитания, балластницы, парашютная система, антенны и другие устройства.
Полёты Д. а. с оболочками открытого типа проводятся в стратосфере. Вечером и ночью, по мере охлаждения газа, подъёмная сила аэростата уменьшается, что вызывает его снижение. Для прекращения спуска требуется сбросить балласт, что позволяет ночью уравновешивать Д. а. на высоте, которая на несколько км ниже дневной, но достаточна, чтобы не допустить выхода аэростата из воздушного течения нужного направления. Утром, по мере разогрева газа, Д. а. вновь поднимается, достигая при этом несколько большей зоны равновесия. В результате профиль полёта таких Д. а. по высоте имеет ступенчатый характер.
Для длительных полётов Д. а. на постоянном барометрическом уровне применяются сферические оболочки, изготавливаемые из двух-трёх слоев плёнки, обеспечивающей необходимую прочность, прозрачность, газонепроницаемость и долговечность (оболочки закрытого типа). Они рассчитаны на значительное внутреннее давление, вызванное необходимостью компенсации как дневных разогревов и ночных охлаждений газа, так и утечек газа. При этом обеспечивается постоянный объём оболочки, необходимый для сохранения постоянства подъёмной силы. Д. а. с оболочками закрытого типа могут использоваться для полётов на высоте от 6 до 40 км, но основные их полёты проводятся на высоте от 12 до 30 км. Контрольно-измерительная аппаратура этих Д. а. обеспечивает измерение температуры и плотности атмосферы на уровне дрейфа, при этом измеряются вертикальные сдвиги ветра. Применяются Д. а. с оболочками закрытого типа с лёгкой измерительной аппаратурой, имеющей массу, не превышающую нескольких кг, а также Д. а. с избыточным давлением, поднимающие аппаратуру массой в десятки и сотни кг. Объём таких Д. а. достигает 30 тысяч м3; продолжительность полёта на высоте до 16 км составляет до 700 суток, а на высоте до 24 км — до 300 суток. Местоположение Д. а. определяется при помощи навигационного оборудования. При старте используются устройства, уменьшающие парусность (манжеты, стягивающие невыполненную часть оболочки, защитные экраны и др.).

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. . 1994.


.

Смотреть что такое "Дрейфующий аэростат" в других словарях:

  • дрейфующий аэростат — Рис. 1. Схема дрейфующего аэростата. дрейфующий аэростат — автоматический аэростат, предназначенный для длительных многосуточных полётов (дрейфов) с целью исследования на высоте до 40 км состава и движения атмосферы, ультрафиолетового,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • дрейфующий аэростат — Рис. 1. Схема дрейфующего аэростата. дрейфующий аэростат — автоматический аэростат, предназначенный для длительных многосуточных полётов (дрейфов) с целью исследования на высоте до 40 км состава и движения атмосферы, ультрафиолетового,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэростат — Рис. 1. Летающая лодка Франческо де Лана Торци (Италия, 1670). аэростат (от греч. аēr — воздух и statós — стоящий, неподвижный) — летательный аппарат, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэростат — Рис. 1. Летающая лодка Франческо де Лана Торци (Италия, 1670). аэростат (от греч. аēr — воздух и statós — стоящий, неподвижный) — летательный аппарат, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэростат — летательный аппарат, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа (водород, гелий, тёплый воздух), имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха. На аэростат у поверхности земли (в плотных …   Энциклопедия техники

  • Свободный аэростат — неуправляемый (как правило) аэростат; применяется для изучения атмосферы, астрономических исследований, испытаний аппаратуры и снаряжения, переноса и сброса боевых грузов, спортивных, рекламных, разведывательных и других целей. В зависимости от… …   Энциклопедия техники

  • свободный аэростат — Схема свободного аэростата. свободный аэростат — неуправляемый (как правило) аэростат; применяется для изучения атмосферы, астрономических исследований, испытаний аппаратуры и снаряжения, переноса и сброса боевых грузов, спортивных,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • свободный аэростат — Схема свободного аэростата. свободный аэростат — неуправляемый (как правило) аэростат; применяется для изучения атмосферы, астрономических исследований, испытаний аппаратуры и снаряжения, переноса и сброса боевых грузов, спортивных,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • автоматты ығатын аэростат — (Автоматический дрейфующий аэростат) ұшуды автоматты басқару құралдарымен (биіктікті барометрмен тұрақтылау, бағдарламалы әмірлік құрамалар, радиобасқару құралдары) жабдықталған аэростат. А.ы.а тың қабығының көлемі 50 ден 900000м3 дейін және одан …   Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

  • стратостат — свободный аэростат для подъёма в стратосферу, т. е. на высоту более 11 000 м. От аэростата отличается существенно большим объёмом оболочки, достигающим в зависимости от высоты подъёма и полётной массы аппарата от 14 000 до 300 000 мі. Оболочка… …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.