- Антонов Олег Константинович
- Антонов Олег Константинович
-
(1906—1984) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981), Герой Социалистического Труда (1966). А. — один из основателей советского планеризма. В юношеские и студенческие годы разработал учебные планеры ОКА-1, -2, -3, «Стандарт-1, -2», планёр-паритель «Город Ленина». После окончания Ленинградского политехнического института (1930) — начальник планёрного КБ Осоавиахима в Москве, в 1933—1938 главный конструктор планёрного завода в Тушине. Создал около 30 типов планеров, а том числе серийные учебные УПАР (выпущено 800 экземпляров), Ус-3 (выпущено 1600 экземпляр), Ус-4 (выпущено 3000 экземпляров), БС-3, -4, -5; спортивные «Рот-Фронт-1, -2, -3, -4, -5, -6, -7»; экспериментальные ИП, РЭ, М, БА-1. На 6 тысяч планеров, построенных заводом, прошли обучение свыше 150 тысяч лётчиков. В 1938—1940 А. работал ведущим инженером в опытном конструкторском бюро А. С. Яковлева. В 1940—1941 работал на заводе «Красный лётчик» над лёгким связным самолётом, руководил внедрением его в серию на заводе в Каунасе. Затем, будучи главным инженером планёрного управления Народный комиссариат авиационной промышленности, организовал производство своего грузового и десантного планёра А-7 (в годы Великой Отечественной войны их было выпущено 600 экземпляров). В 1943—1946 А. 1 й заместитель главного конструктора в опытном конструкторском бюро Яковлева, в 1945—1946 начальник филиала этого опытного конструкторского бюро в Новосибирске. С 1946 главный конструктор вновь организованного опытного конструкторского бюро (переведённого в 1952 в Киев), в 1967—1984 генеральный конструктор.
В послевоенные годы под руководством А. созданы: специальные транспортные самолёты (Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124) для решения задач военно-транспортной авиации, воздушно-десантных войск и обеспечения грузовых перевозок Аэрофлота; многоцелевые (Ан-2, Ан-14, Ан-28), отличающиеся способностью базироваться на неподготовленных площадках длиной до 550 м; пассажирские (Ан-10, Ан-24-), обладающие высокой экономичностью перевозок; цельнометаллические планеры Ан-11, Ан-13, АН-15 и дельтапланы «Славутич». Под его руководством разработана система автоматизированного проектирования транспортных самолётов, внедрены клеесварные соединения и композиционные материалы, развиты методы авиастроительной экономики. С 1977 заведующий кафедрой Харьковского авиационного института (с 1978 профессор). Депутат Верховного Совета СССР с 1958. Золотая медаль имени А. Н. Туполева (1979). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1952). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1 й степени. Трудового Красного Знамени, медалями. В его честь учреждён диплом Международной авиационной федерации (см. Награды ФАИ). Имя А. присвоено Киевскому механическому заводу. (см. Ан).
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
.