якорь{ судовой} это:

якорь{ судовой}
я́корь{ судовой}
закреплённое на свободном конце якорного каната приспособление, сцепляющееся с грунтом и удерживающее плавающее судно на стоянке. Основа конструкции якоря – стержень, к которому прикреплены лапы и рога. Различают якоря двурогие, однорогие и безрогие. Первыми якорями служили необработанные камни, связанные якорным канатом или уложенные в корзины мешки, сети. Позднее камни специально обрабатывали, в них делали желоба, отверстия, в которых крепились заострённые колья. Сохранилось множество археологических свидетельств о якорях такого рода. Форма каменного якоря, найденного в 19 в. в Китае (3-е тыс. до н. э.), уже обеспечивала возможность поворота его на рог при натяжении каната. Кованые двурогие железные якоря со штоками появились в 7 в. до н. э. В течение столетий двурогий якорь со штоком был доведён до совершенства: с 1847 г. такой якорь стал называться адмиралтейским (якорь Паркера).
19—20 вв. – время появления якорей новых конструкций, соответствующих требованиям бурно развивающегося судоходства. Появились бесштоковые якоря, что упрощает их отдачу и подъём на судно; в 1865 г. англичанин Холл создал литой бесштоковый втяжной якорь. Были созданы якоря, обладающие повышенной держащей силой. Так, у якоря Денфорда (1948) она превышает собственный вес якоря более чем в 200 раз (для сравнения: держащая сила якоря Холла превышает его вес в 3–4 раза, адмиралтейского якоря – в 10–15 раз).
Изобретены специализированные якоря, освобождающиеся при перегрузках, ледовые, всплывающие, присасывающиеся, винтовые, ракетные, для батискафов и др. Впечатляют якоря для крупных судов. У авианосцев постройки 1954 г. масса якоря 27.2 т, его длина 6.4 м, длина якорной цепи 660 м, длина каждого звена цепи 71 см, одно звено цепи имеет массу 163 кг.
Якорь одной из галер римского императора Калигулы (12–41 гг.)
Якорь одной из галер римского императора Калигулы (12–41 гг.)
Якоря:
Якоря:
адмиралтейский (а); с вращающимися лапами без штока – Холла (б) и Матросова (в)

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "якорь{ судовой}" в других словарях:

  • Якорь (судовой) — Якорь судовой, устройство для удержания судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде. Подразделяются на судовые и специального назначения. Я. должен быть прочным, простым в обращении, обеспечивать надёжное сцепление (хорошо… …   Большая советская энциклопедия

  • Якорь (судовой) — Якорь АПЛ «Акула» Якорь(англ. anchor)  специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт взаимодействия с грунтом и связанная с… …   Википедия

  • Якорь судовой — устройство для удержания корабля (судна) на месте; соединяется с кораблём (судном) якорной цепью. Зарываясь в грунт лапами, обеспечивает держащую силу, которая зависит от конструкции, массы Я. с. и типа грунта. Лапы Я. с. бывают неподвижными… …   Словарь военных терминов

  • Якорь — судовой: а адмиралтейский; б Холла; в Матросова. ЯКОРЬ судовой, приспособление для удержания судна на месте стоянки. Связано с судном якорной цепью. Эффективность якоря оценивается отношением усилия, которое якорь может воспринять, не перемещаясь …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЯКОРЬ — судовой приспособление для удержания судна или другого плавсредства на месте при стоянке за счет взаимодействия с грунтом или льдом. Соединяется с судном якорной цепью. Держащая сила якоря в среднем в 10 12 раз больше его веса. По конструкции… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЯКОРЬ — судовой, приспособление для удержания судна на месте стоянки. Связано с судном якорной цепью. Эффективность якоря оценивается отношением усилия, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, к весу якоря (в среднем оно… …   Современная энциклопедия

  • Якорь корабельный — Якорь АПЛ «Акула» Якорь(англ. anchor)  специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт взаимодействия с грунтом и связанная с… …   Википедия

  • ЯКОРЬ (судовое приспособление) — ЯКОРЬ судовой, приспособление для удержания судна или другого плавсредства на месте при стоянке за счет взаимодействия с грунтом или льдом. Соединяется с судном якорной цепью. Держащая сила якоря в среднем в 10 12 раз больше его веса. По… …   Энциклопедический словарь

  • ЯКОРЬ — судовой приспособление для удержания судна на месте стоянки. Я. после отдачи зарывается лапами в грунт, с судном соединяется якорной цепью. Характеризуется Я. весом и держащей силой, к рую необходимо приложить к ед. веса Я., чтобы выдернуть из… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • ЯКОРЬ — (1) судовой стальной стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна при его стоянке, а также бакена, плавучего маяка и др. По конструкции они бывают с неподвижными двумя и более лапами и с вращающимися… …   Большая политехническая энциклопедия

Книги

  • Октавиус, Эрнест Марцелл. «…Я развернулся и спустился обратно в каюту. В самом появлении каперов особой угрозы я не видел, но осторожность соблюдать было все же нужно. «Октавиус» отошел от причала, и я уже через… Подробнее  Купить за 80 руб электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»