- экраноплан
- экранопла́н
-
летательный аппарат, внешне похожий на гидросамолёт типа «летающая лодка», совершающий полёты вблизи поверхности воды или ровных участков земли с использованием т. н. экранного эффекта. Сущность этого эффекта состоит в том, что с приближением к поверхности земли, воды аэродинамическое сопротивление летательного аппарата, как правило, уменьшается, а подъёмная сила благодаря образованию динамической воздушной подушки увеличивается. При прочих равных условиях он позволяет уменьшить потребную мощность двигателей. Экранный эффект проявляется при взлёте и посадке самолётов и других летательных аппаратов. Экранопланы имеют низко расположенное крыло и высоко поднятое горизонтальное оперение. Для облегчения взлёта двигатели иногда располагают перед крылом. Таким образом создаётся дополнительный поддув под крыло, что способствует образованию динамической воздушной подушки, облегчающей полёты на малой высоте. Одним из недостатков экраноплана является проблема преодоления препятствий, напр. находящихся на пути плотин, группы деревьев. Экранопланы, способные в случае необходимости подниматься на относительно большую высоту, называют экранолётами. Первые экранопланы построены в 1935 г. В. И. Левковым (СССР) и Т. Карно (Финляндия). К кон. 20 в. в разных странах построено св. 50 экранопланов. Их лётно-технические характеристики: мощность двигателей 20—150 кВт, взлётная масса до 1.4 т, грузоподъёмность до 0.5 т, скорость 70—200 км/ч, высота полёта до 1000 м, дальность 1000 км.Экраноплан «Орлёнок»
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.
- Экраноплан
-
(франц. (é)cran — экран, щит и plane, или лат. planum — плоскость) — ЛА, летающий вблизи поверхности воды и ровных участков земли с использованием эффекта влияния земли (экранного эффекта). Экранный эффект при прочих равных условиях позволяет уменьшить потребную мощность двигателей. Э. проектируют с низкорасположенным крылом малого удлинения (для обеспечения безопасности полёта), снабжённым шайбами концевыми, и с высоко поднятым развитым горизонтальным оперением, так как при приближении Э. к экрану центр давления смещается назад, что существенно сказывается на балансировке ЛА. Для облегчения взлёта двигатели иногда располагают перед крылом, осуществляя поддув под крыло, что создаёт динамическую воздушную подушку и способствует обеспечению малой высоты полёта. К недостаткам Э. относятся относительно большая взлётная скорость и невысокая мореходность, связанная с большой взлётной скоростью и низким расположением крыла, а также малая высота полёта — возникает проблема преодоления препятствий, например находящихся на пути плотин, групп деревьев. В связи с этим были созданы Э., полёт которых в крейсерском режиме осуществляется вблизи экрана, в случае необходимости способные подниматься на относительно большую высоту. Такие Э. получили название экранолёт.
Первые Э. были построены в 1935 В. И. Левковым (СССР) и Т. Карио (Финляндия). К концу 80-х гг. в разных странах построено около 40 экспериментальных Э. со взлётной массой 0,3—5 т, целевой нагрузкой 0,1—2 т, суммарной мощностью двигателей 12—380 кВт. Например, в 60—80-х гг. А. Липпиш (ФРГ) построил Э. X-112, -113, -114. Э. X-114 имеет следующие характеристики: мощность двигателя 156 кВт, взлётная масса 1,35 т, целевая нагрузка 0,46 т, скорость 75—200 км/ч, высота полёта более 1000 м, дальность 1000 км. В СССР в 1973 был построен Э. ЭСКА-1 , имевший двигатель мощностью 22 кВт, взлётную массу 0,45 т, скорость 120 км/ч, высоту полёта до 100 м. Практического применения (на конец 80-х гг.) Э. пока не нашли.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
.