- боевая машина пехоты
- боева́я маши́на пехо́ты
-
(БМП), гусеничная машина-амфибия, предназначенная для повышения мобильности, вооружённости и защищённости пехоты. Оснащённые этими машинами подразделения могут действовать на поле боя совместно с танками в одной боевой линии. Впервые БМП появились в СССР в 1960-х гг. Современная отечественная БМП-3 (1987) имеет массу 18.7 т, скорость по шоссе (на плаву) 70 (10) км/ч, запас хода 600 км, боевой расчёт (экипаж + стрелки) 10 (3 + 7) человек. Вооружение: размещённые в одном блоке башни 100-мм пушка, используемая для стрельбы как обычными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами, 30-мм автоматическая пушка и 7.62-мм пулемёт, а также два 7.62-мм пулемёта, установленных в передней части корпуса.машина пехоты (БМП-3)">Боевая машина пехоты (БМП-3)
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.
- Боевая машина пехоты
-
Боевая машина пехоты БМП-1 является одним из видов бронетанковой техники, заметно усилившим наступательную мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Повышение огневой мощи мотострелков достигнуто благодаря применению в машине современного вооружения, обладающего высокими поражающими свойствами, и развитого комплекса приборов управления огнем. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, а также наделили ее плавучестью и удобством транспортирования по воздуху. Легкость управления машиной в сочетании с большим запасом хода по топливу, высокой надежностью и простотой эксплуатации позволяют существенно расширить диапазон ее боевого использования.
Особенности конструкции существенно отличают эту машину от других видов бронетанковой техники. Силовое отделение расположено в носовой части корпуса справа. В нем находятся двигатель с главным фрикционом, коробка передач с планетарными механизмами поворота, объединенными в общий блок, масляный бак с котлом подогрева, блок системы охлаждения с воздухоочистителем, узлы топливной системы, компрессор, водооткачивающий насос и другое оборудование.
В боевом отделении, расположенном в средней части корпуса и башне, размещаются штатное оружие машины и боекомплект, приборы наблюдения и стрельбы, вытяжной вентилятор. На подвесной вращающейся платформе установлено сиденье, а в крыше башни - люк наводчика-оператора. Справа по борту предусмотрены гнезда для укладки ПТУР с направляющими, а на моторной перегородке установлены баллоны автоматической системы противопожарного оборудования.
Отделение управления находится в передней части машины, между левым бортом корпуса и перегородкой силового отделения. В нем имеются входные люки и рабочие места механика-водителя и командира, а также их смотровые приборы для работы в дневное и ночное время. У рабочего места механика-водителя находятся: щиток контрольно-измерительных приборов, средства пуска двигателя и управления движением машины по суше и на плаву, гирополукомпас, пневмосистема, аппарат переговорного устройства. Рабочее место командира оборудовано радиостанцией и командирским аппаратом переговорного устройства.
Десантное отделение, занимающее кормовую часть корпуса, разделено основным топливным баком и контейнерами аккумуляторных батарей на два отсека, в каждом из которых имеются рабочие места для четырех мотострелков. Рабочие места мотострелков оборудованы сиденьями, которые могут устанавливаться "по-походному" и "по-боевому". Для посадки и высадки десанта в крыше отделения имеются четыре люка, а в корме - две двери с емкостями для горючего. Кроме того, в десантном отделении размещены ящики для продуктов, водооткачивающий насос, насос термодымовой аппаратуры, воздуховоды для подачи очищенного воздуха мотострелкам, воздухозаборная труба, вентиляторы отсоса пороховых газов, два аккумулятора, укладки для гранатомета, ЗУР и другое оборудование.
Основу силовой установки составляет шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель, разработанный специально для БМП-1. Обладая мощностью в 300 л. с., он обеспечивает машине хорошую подвижность на суше и на воде, а также наделяет ее высокой проходимостью.
Для работы двигателя используется очищенный воздух, который засасывается воздухозаборной трубой и по кольцевому воздуховоду поступает в бескассетный циклонный воздухоочиститель с эжекционным удалением отфильтрованной пыли наружу. Последнее обстоятельство освобождает экипаж от необходимости обслуживать воздухоочиститель в ходе эксплуатации. Предусмотрена также возможность предварительного подогрева в зимний период поступающего в двигатель воздуха за счет пропускания его через радиаторы. Это позволяет повысить эффективную мощность, снимаемую с двигателя.
Система подогрева машины обеспечивает достаточно быстрый пуск двигателя в холодную погоду. Пуск двигателя производится сжатым воздухом. Резервным способом служит пуск двигателя с помощью электрического стартера. В трудных условиях пуска возможно использовать оба способа одновременно.
Имеющаяся в БМП-1 пневмосистема, содержащая баллон со сжатым воздухом, воздушные редукторы и пневмокомпрессор, обеспечивает не только пуск двигателя, но также применяется для управления волноотражательным щитком, воздухозаборной трубой и дает возможность производить гидропневматическую очистку наружных стекол в приборах наблюдения механика-водителя и командира. Это позволяет использовать машину для преодоления водных преград с ходу, а также увеличивает маршевую скорость ее движения в период распутицы.
Защита двигателя от попадания воды во время преодоления водных преград обеспечивается удачным размещением выдвижной воздухозаборной трубы и применением автоматических клапанов, предотвращающих попадание воды в двигатель со стороны воздухоочистителя и через выпускные коллекторы. Удаление воды, проникшей в корпус при движении на плаву, производится с помощью трех водооткачивающих насосов. Их высокая производительность обеспечивает машине сохранение плавучести даже при появлении в корпусе небольших пробоин.
Гидромеханическая силовая передача позволяет в широких пределах изменять крутящий момент двигателя, приспосабливая его к различным дорожным условиям. Она состоит из объединенных в общем картере главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач и двух планетарных механизмов поворота.
Силовая передача управляется с помощью механических приводов, воздействующих на гидравлические элементы и механизмы гидросервирования. Поворот машины обеспечивается вращением штурвала. На рулевую колонку вынесены рычаги переключения передач (справа) и включения замедленной передачи (слева).
Главный фрикцион машины имеет не только гидравлический, но и запасной пневматический привод выключения. Привод позволяет надежно отключать двигатель от коробки передач и автоматически выдерживать режим плавного включения фрикциона при трогании машины с места. Конструктивное совершенство силовой передачи БМП-1 в сочетании с удобными приводами облегчает управление машиной и снижает утомляемость механика-водителя.
Движение машины по суше и на плаву осуществляется посредством гусеничного движителя, имеющего переднее расположение ведущих колес и цевочное зацепление. Легкая мелкозвенчатая конструкция траков, соединяемых резинометаллическими шарнирами, способствует движению по суше на высокой скорости и позволяет совершать длительные пробеги без замены гусениц. Перемещение на плав/ происходит за счет реакции потока воды, направляемого нижними ветвями перематывающихся гусениц. Увеличению скорости движения на плаву способствует конструкция крыльев машины со специальным направляющим аппаратом, который оборачивает поток, создаваемый верхними ветвями гусениц, в обратную сторону.
Благодаря совершенству конструкции силовой передачи, гусеничного движителя и хорошей подвеске максимальная скорость машины по шоссе достигает 65 км/ч. Небольшое удельное давление на грунт создает ей повышенную проходимость по заболоченным и заснеженным участкам местности.
БМП-1 оснащена орудием со спаренным пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм и противотанковым ракетным комплексом, которые размещены во вращающейся башне.
Гладкоствольное полуавтоматическое орудие позволяет поражать танки на удалении до 1300 м и фактически является противотанковым средством ближнего боя. Орудие может быть использовано также для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто или в укрытиях легкого типа в пределах указанной дальности. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов с кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами; они размещены в механизированной укладке боевого отделения машины.
Поражение бронированных объектов на более значительных расстояниях производится противотанковыми ракетами с кумулятивной боевой частью.
Для подготовки прицельной стрельбы из орудийно-пулеметного вооружения башни и наведения ПТУР в цель служит комбинированный бесподсветный прицел, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в ночное время, не демаскируя машину осветителем, Наличие электрообогрева и пневмо-гидравлической очистки стекол позволяет использовать вооружение в мороз и непогоду.
Более полному применению вооружения в бою способствует наличие в машине полупроводникового электропривода наведения башни, сочетающего большую скорость переброса башни с высокой плавностью наведения вооружения в цель.
Увеличение огневой мощи БМП-1 достигается за счет оборудования ее амбразурами и смотровыми приборами, позволяющими десанту применять оружие, не выходя из машины, с ходу и с коротких остановок. С этой целью в десантном отделении установлено восемь перископических смотровых обогреваемых приборов и оборудованы амбразуры с шаровыми установками для двух ручных пулеметов и шести автоматов. По бортам отделения имеются коробки, снаряженные пулеметными лентами и патронами. Кроме того, в машине размещается ручной гранатомет РПГ-7 с гранатами, использование которого возможно через открытые люки в крыше десантного отделения.
При необходимости действовать вне машины оружие десанта легко вынимается из амбразур, а десантники могут скрытно покинуть машину через двери.
Экипаж БМП-1 вооружен автоматами АКМ, ручными гранатами Ф-1 и сигнальным пистолетом с патронами.
Боевой расчет машины состоит из экипажа (командир, механик-водитель, наводчик-оператор) и стрелков-десантников, составляющих мотострелковое отделение.
БМП-1 располагает совершенными средствами защиты боевого расчета и оборудования от воздействия обычных огневых средств, ядерного, химического и бактериологического оружия, а также от пожара и затопления при повреждении корпуса на плаву. Машина оборудована также термодымовой аппаратурой для постановки дымовой завесы.
Основой защиты боевого расчета и оборудования служит круговое бронирование машины.
При ядерном взрыве система защиты обеспечивает автоматическую остановку двигателя, закрывание жалюзи, заслонки эжектора и клапанов вентиляторов башни и десантного отделения, остановку вентиляторов и нагнетателя, отключение электропривода башни и включение в магистраль подачи воздуха фильтра-поглотителя. После прохождения ударной волны механику-водителю следует включить нагнетатель, который обеспечивает подачу очищенного воздуха в обитаемые отделения под избыточным давлением.
При обнаружении отравляющих или радиоактивных веществ система обеспечивает автоматическое закрывание заслонок вентиляторов и остановку их приводных двигателей, а также включение в воздухопроводы фильтра-поглотителя.
Благоприятные условия обитаемости в машине созданы благодаря наличию в ней систем очистки и кондиционирования воздуха, а также благодаря возимым запасам продовольствия, воды и медикаментов. Хорошая амортизация машины и удобная конструкция рабочих мест боевого расчета, предусматривающая возможность приспосабливать их к эффективной работе в бою и к отдыху на марше, снижает утомляемость расчета в ходе ведения продолжительных боевых действий.
Таким образом, высокие огневые и эксплуатационные возможности БМП наряду с эффективной защитой экипажа от воздействия различных видов оружия позволяют заключить, что мотострелковые подразделения оснащены надежной современной боевой машиной.
Библиография:
Боевая техника армии и флота: Сб.статей/Сост. С.Н.Поташов. -М.: ДОСААФ, 1981
Энциклопедия танков. 2010.
.